Главная » Краеведение » Стерлитамак литературный » Писатели учившиеся и преподававшие в Стерлитамакском медресе

Писатели учившиеся и преподававшие в Стерлитамакском медресе

Первая мечеть в Стерлитамаке появилась в сентябре 1800 года. 

            Первая мечеть в Стерлитамаке появилась в сентябре 1800 года. Вскоре при мечети начинает функционировать и первое медресе. Имя одного из выпускников этого медресе, писателя Имая Насыри носит улица нашего города.

1. Имай Насыри (Имаметдин Низаметдинович Насыров) (1998-1942) – писатель, журналист и литературный критик. 

            Имай Насыри (Имаметдин Низаметдинович Насыров) родился 12 октября 1898 г. в д. Нижние Услы Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Стерлитамакскаго района Башкортостана. Начальное образование получил в родной деревне. В 1911-1914 гг. учился в Стерлитамакском медресе. Участвовал в Гражданской войне на стороне красных.

           Романтические нэсэры о революции, рассказы и повести, роман «Кудей» И. Насыри представляют значительное достижение башкирской прозы 20-30-х гг. И. Насыри - писатель, журналист и литературный критик. Теоретически обоснованные, созвучные требованиям времени статьи и рецензии И. Насыри сыграли важную роль в развитии национальной литературоведческой науки.

           В 20-е гг. И. Насыри активно участвовал в организа­ции печатного дела в республике, в создании журналов «Знание», «Сэсэн», «Еж» и являлся редактором этих журна­лов. В 1931 г. был назначен редактором газеты «Коммуна». В 1932-1934 гг. обучался на курсах марксизма-ленини­зма при ЦК КПСС в Москве, после окончания курсов рабо­тал в Народном комиссариате просвещения. Позднее был направлен редактором газеты «Башкортостан вышкахы». В 1936 г. вновь утвержден ответственным редактором газеты «Коммуна» и сатирического журнала «Хэнэк».

           В 1937 г. И. Насыри был репрессирован, заключен в тюрьму, где после тяжелой болез­ни в 1949 г. скончался. Реабилитирован после разоблачения культа личности Сталина.

          В литературу И. Насыри пришел в начале 20-х гг. С 1921 по 1924 г. им создано около сорока поэтических произведений о революционных преобразованиях, написана трагедия в стихах «Дантон» (1924) о деятелях французской революции конца XVIIIв.

          В нэсэрах «Мы - не пара», «Когда ты смеялась, я ведь не смеялся», «Цветы... да не те», «Аэроплан», «Птицы без крыльев», «Учись, родная, учись», «Солнце и смеется, и улыбается, и скалится» И. Насыри, согласно жанру, в ритмической прозе отражает характерные соци­альные и нравственно-духовные черты времени.

          Рассказы «Ласточки» (1926), «Таинственное озеро» (1927), «Встреча» (1929), «Не­жданно» (1926), «Еще не забыты» (1927) отличаются динамичностью повествования, остротой сюжетных коллизий, историзмом изображенных характеров и событий.

          Приключенческие повести И. Насыри «Живьем в могиле», «Гюльдар», «В вагоне», «Нападение» окрашены романтикой революционной борьбы, самобытными характерами, проявляющимися в необычных обстоятельствах.

         В конце 20-х гг. И. Насыри знакомится с трудом рабочих Баймакского медеплавильного завода и в 1929 г. пишет объемный очерк ((Современный Баймак». Возникшая на его осно­ве повесть «Сибай» («Борьба кирпичей», 1931) стала первым крупным прозаическим произведением в истории башкирской литературы, посвященным теме социалистического производства и формирования новых характеров.

         В романе «Кудей» (1936) отражены подлинные события, происходящие в Кудейском кантоне Башкортостана в 1919-1920 гг., где автор работал начальником милиции. Прото­типы героев - реальные люди, многие из них изображены в произведении под собственными именами.

         Повесть «Побежденный омут» (19370 свидетельствовала о возросшем мастерстве писателя, проявившемся в углубленном психологизме, в сюжетно-композиционной целост­ности произведения.

        Имай Насыри, один из самых активных борцов за новую национальную культуру, внес большой вклад в развитие башкирской литературы. Стихи, романтические нэсэры и расска­зы, психологические повести и исторический роман - таков творческий путь писателя.

Основные произведения

  • Ласточки: рассказы. - Уфа, 1926. - 24 с.; Казань: Татгосиздат, 1927. - 24 с.
  • Живьем в могиле: повесть. Уфа, 1926. 40 с.
  • Цветы... да не те: нэсэры. Уфа: Башкнига, 1927. - 32 с.
  • В вагоне: повесть.-  М: Центриздат, 1929. – 66 с..
  • Гюльдар: повесть. - Уфа: Башгиз, 1930. - 122 с.
  • Борьба кирпичей: повесть. - Уфа: Башгиз, 1931. - 132 с.
  • Рассказы. - Уфа: Башгиз, 1935 . - 520 с.
  • Сибай: повесть. – Уфа: Башгосиздат, 1936. - 162 с
  • Кудей: роман. - Уфа: Башгосиздат, 1936. - 358 с.; М: Сов. писатель, 1965. - 302 с; Уфа. Башкнигоиздат, 1979. -  256 с.
  • Побежденный омут: повесть. - Уфа: Башгосиздат, 1937. - 226 с.; Уфа: Башгиз, 1936. - 138 с.; Уфа: Башгосиздат, 1937. 226 с.
  • Сочинения: В 2 т Уфа: Башгосиздат, 1957. Т. 1. - 424 с; Т. 2. - 456 с.
  • Сочинения Т 3: стихи, публицистические и критические статьи. Уфа: Башкнигоиздат, 1968. - 326 с.

Литература:

1. Баимов, Р. Судьба жанра [Текст] / Р. Баимов. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1984. - С. 31-104.

2. Вахитова, Д. Жанр и стиль в башкирской прозе [Текст] / Д. Вахитов. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1982. - С. 38-158.

3. Гайнуллин, М. Писатели Советской Башкирии [Текст]: биобиблиографический справочник / М. Гайнуллин, Г. Хусаинов. – Уфа, 1969. – С. 285-289.

4. Зарипов, Н. Имай Насыри: жизнь и творчество [Текст] / Н. Зарипов. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1983. -248 с.

5. История башкирской литературы [Текст] : в 6 т. Т. 3. - С. 404-424.

6. Писатели земли башкирской [Текст]: справочник / сост. Р.Н. Баимов, Г.Н. Гареева, Р.Х. Тимергалина. – Уфа: Китап, 2006. – С. 303-305.

7. Тукаева-Насырова, К. Имай Насыри: в сердцах навечно [Текст]: жизнь, творчество, избранные произведения / К. Тукаева-Насырова. – Уфа, 2008. – 337 с.

2. Мухаметсалим Ишмухаметович Уметбаев (1841-1907) – просветитель-демократ, ученый и поэт.

Два года работал учителем русского языка в Стерлитамакском медресе; 

           Мухаметсалим Ишмухаметович Уметбаев родился 21 августа 1841 г в д. Ибрагим Уфимского уезда Орен­бургской губернии, ныне Кармаскалинского района Башкортостана. В 1852 г. М. Уметбаев поступил учить­ся в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, но после восьми лет пребывания в корпусе оставил уче­бу. В 1863 г. стал писарем мирового посредника Юмран-Табынской волости, с 1869 г. в течение почти 10 лет служил волостным старшиной. Затем около двух лет работал учителем русского языка в Стерлитамакском медресе. В это время М. Уметбаев составил персидско-татарско-русский словарь. В 1880 г. Уметбаев переехал в Уфу и начал работать переводчиком в Духовном собрании мусульман. С 1884 г. он - коллежский регис­тратор, с 1889 г. - коллежский секретарь, с 1892 г. - титулярный советник.

         В 1883 г. Уметбаев был избран членом Оренбург­ского отдела Русского географического общества. В течение двух лет (1887-1889) принимал активное участие в Крымской комиссии Министер­ства внутренних дел по спорным вакуфным вопросам (т.е. по вопросам имущества, заве­щанного на благотворительные цели). Уметбаев вел большую общественную работу и в земстве. В 1886 г. работал в составе комиссии по подготовке и проведению празднова­ния 300-летия со дня основания Уфы, по возвращении из Крыма избирался членом комис­сии по празднованию 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина. В это время он перевел на башкирский язык поэму Пушкина «Бахчисарайский фонтан».

       Великий просветитель-демократ XIXвека, ученый и поэт Мухаметсалим Уметбаев, в отличие от всех поэтов, живших до и после него, не только отлично знал персидский и арабский языки, но и в совершенстве владел русским, ознакомился с лучшими образцами мировой культуры.

       В 1880-1890 гг. М. Уметбаевым были написаны, составлены и переведены книги «Краткое мусульманское законоведение» (пер. с рус, Уфа, 1930); «Памятки» («Ядкар») (Ка­зань, 1897); «Бахчисарайский фонтан А. С. Пушкина (пер. с рус, Казань, 1901); «Краткая татарская грамматика» (Казань, 1901); «Оренбургское духовное собрание» (на рус. и тат. яз.; Уфа, 1903). Из неопубликованных книг «Книга о Вселенной», «Юмран-Табынская волость», «Персидская грамматика», «Путешествие в хаджи сохранилась только рукопись «Персид­ской грамматики». Основным произведением Уметбаева является книга «Ядкар», куда вошли статьи, исторические очерки, путевые записки и стихи автора. Из 38 стихотворений, вошедших в «Ядкар», большинство посвящено показу реальных явлений жизни, историче­скому прошлому; основной лирический герой его произведений - гуманная личность. Многие его произведения не столько будят в читателе образную мысль, сколько несут ему знания («Прошедшая жизнь», «Путешествие в Крым», «Лесник»). В стихотворениях «Юмранский род», «Жалоба» описательность уступает место образности. В «Жалобе» он с глубокой душевной болью писал о расхищении башкирских земель и истреблении лесов. В произведении «Ремень и лыко» М. Уметбаев мастерски использовал форму басни для аллегорического показа классового антагонизма в обществе.

        Стихотворения М. Уметбаева составляют неотъемлемую часть его научно-литератур­ного наследия, они ценны тем, что отражают жизнь, быт и светлые надежды народа.

Литература

  1. Вахитов, А. Жанр и стиль в башкирской прозе [Текст] / А. Вахитов. – Уфа, 1982. – 24-37.
  2. Кунафин, Г.С. Просветитель и писатель Мухаметсалим Уметбаев [Текст]: монография / Г.С. Кунафин. – Уфа: Башк.кн.изд-во, 1991. – 256 с.
  3. Писатели земли башкирской [Текст]: справочник / сост. Р.Н. Баимов, Г.Н. Гареева, Р.Х. Тимергалина. – Уфа: Китап, 2006. – 384-386.
  4. Уметбаев [Текст] // Башкортостан: краткая энциклопедия.- Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. – С. 585-586.
  5. Харисов, АЛитературное наследие башкирского народа [Текст] / А. Харисов. - Уфа: Башкнигоиздат, 1973. - С. 294-307.
  6. Хусаинов, Г.Б. Мухаметсалим Уметбаев [Текст]: историко-биографическая книга / Г.Б. Хусаинов. – Уфа, 1991. – 286 с.