Главная » Коллегам » Методическая копилка » «… Не прожить без правды сущей»

 

МУНИЦИПАЛЬННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК

Методико-библиографический отдел

 

 

«… Не прожить без правды сущей»

методическое пособие

к 105-летию со дня рождения русского поэта

Александра Трифоновича Твардовского

Стерлитамак 

 

От составителя

 

           21 июня 2015 года исполняется 105 лет со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского. А.Т.Твардовский – один из поэтов XX века, показавший жизнь, боль и радость, горе и разлуку, проблемы народа и страны в различные исторические периоды. Лирический эпос Твардовского обогатил, актуализировал традиции русской классической поэзии. В 1950-1954 и 1958-1970 гг. Твардовский – главный редактор журнала «Новый мир». Своей организационно-редакторской деятельностью, примером собственного творчества Твардовский достойно продолжал лучшие традиции русской литературы. Его помощь и поддержка ощутимо сказались в творчестве многих писателей. Лауреат Государственных премий СССР 1941, 1946, 1947, 1971 гг.

          В данном методическом пособии предложен следующий материал:  биографическая справка, сценарий литературного часа «Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой» и список использованной литературы.

         Пособие адресовано библиотечным работникам, преподавателям, студентам и учащимся, а так же всем, кто интересуется жизнью и творчеством Александра Трифоновича Твардовского.

Биографическая справка

         Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, человека грамотного и даже начитанного, в чьем доме книга не была редкостью.

         Первое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым состоялось дома, когда зимними вечерами читались вслух эти книги. Александр Трифонович стихи начал писать очень рано. Учился в сельской школе. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать стихи. Михаил Исаковский, работавший в редакции газеты «Рабочий путь», принял юного поэта, помог ему не только напечататься, но и сформироваться как поэту, оказал влияние своей поэзией.

         В 1934 году Твардовского зачислили студентом в Смоленский педагогический институт, хотя у него не было законченного среднего образования. Осенью 1936 года поэт перевелся на третий курс в Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ), лучшее гуманитарное учебное заведение того времени.

         В 1931 году была опубликована его первая поэма «Путь к социализму». Известность ему принесла поэма «Страна Муравия» (1936, Государственная премия, 1941), повествующая о поисках крестьянином Никитой Моргунком страны всеобщего счастья. Поэма имела успех у читателей и критики. После выхода «Страны Муравии» один за другим были изданы сборники стихов Твардовского «Стихи» (1937), «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941).

        В 1939 году Александр Трифонович был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии, в походе на Польшу и в финской кампании. В годы Великой Отечественной войны Твардовский был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности.

        В 1941 году Александр Твардовский начал работать над поэмой «Василий Теркин», которой дал подзаголовок «Книга про бойца». Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 г. в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945 году. В статье   «Как   был   написан   «Василий   Теркин»»  Твардовский  писал о том,  что образ главного героя был придуман в 1939 году для постоянной юмористической рубрики в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». Случайно найденный образ, писал Твардовский, «захватил меня без остатка». Первоначальный юмористический замысел приобрел формы эпического повествования, поэма стала для автора «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». В поэме «просто парень сам собой» Василий Теркин стал главным героем народной войны. Как и всем героям мирового эпоса, ему даровано бессмертие и одновременно – живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа. Поэма имела огромный успех у читателей. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: «Откуда пришел – туда и уходит». Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946), и высокую оценку современников. И. Бунин писал о ней: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературного слова!» Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода».

        В послевоенной поэме «Дом у дороги» (1946) с огромной трагической силой изображена судьба солдата Андрея Сивцова и его семьи, угнанной в Германию. Образ его жены Анны, картины ее горького материнства на чужбине, воображаемый разговор младенца с ней достигают большой силы обобщения, символизируя непобедимость жизни в ее борьбе с насилием, смертью. «Счастье - не в забвенье!» - таков основной мотив этой поэмы и многих лирических стихотворений послевоенных лет, посвященных памяти всех участников военных событий («Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Жестокая память» и др.).

      Широким по охвату лирико-публицистическим произведением явилась поэма «За далью – даль» (1950-1960). Путевой дневник поэта перерастает здесь в исповедь сына века, которого «две дали... влекут к себе одновременно»: сложнейший, полный героики и трагизма период, пережитый советским народом, и - будущее, богатое новыми замыслами и свершениями. Твардовский искусно чередует общие и крупные планы; так, рядом с главами «На Ангаре» и «Так это было» стоят главы «Друг детства»  и  «Москва  в  пути»  -  рассказы  о  судьбах  отдельных людей, каждый из которых - частичка народа, великого потока истории. Но основную роль в этой поэме играет сам автор, который доверяет читателю свои мысли и чувства. Отсюда - заключительное обращение Твардовского к читателям: «... в книге этой... всего героев ты, да я, да мы с тобой».

      Высказанные в поэме мысли автора об искусстве, долге художника во многом перекликаются с его сатирической поэмой «Теркин на том свете» (1954-1963), где создан своеобразный образ «потустороннего мира», представлены, по словам автора, «... в сатирических красках те черты нашей действительности - косность, бюрократизм, формализм, - которые мешают нашему продвижению вперед».

      Напряженные раздумья о жизни, времени, людях характерны и для прозы Твардовского, где с рассказами и очерками («Печники» (1958)) соседствуют разнородные записи, составляющие значительную часть книги «Родина и чужбина» (1947).

      В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие, ключевые этапы жизни народа. Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэт переводил стихи с белорусского, украинского и других языков Его произведения были переведены на многие иностранные языки.

      Твардовский вел большую общественную работу. Он был главным редактором журнала «Новый мир», секретарем правления Союза писателей СССР, вице-президентом Европейского сообщества писателей.

      Главный редактор журнала «Новый мир» в 1950-1954 и 1958-1970 годы сумел сплотить вокруг редакции самых талантливых и бескомпромиссных писателей страны. На этом посту Твардовский, по определению критика И. Ростовцевой, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали История, Время, Обстоятельства». Благодаря его усилиям в «Новом мире», ставшем средоточием и символом «оттепели», были опубликованы произведения В. Овечкина, В. Быкова, Ф. Абрамова, Б. Можаева, Ю. Трифонова, Ю. Домбровского и др. В 1961 году Твардовскому удалось опубликовать повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

      В 1970 году Твардовский был смещен с поста главного редактора. Это обострило тяжелую душевную ситуацию, в которой он находился, будучи, с одной стороны, крупной фигурой в партийно-советской иерархии, а с другой  – «неофициальным оппозиционером».  Несмотря на официальное признание поэмы «За далью даль» (1950–1960, Ленинская премия, 1961), поэма Твардовского «По праву памяти» не была опубликована. Поэма увидела свет только после его смерти, в 1987 году.

      Умер Твардовский в Красной Пахре близ Москвы 18 декабря 1971 года.

 

Литературный час

 

«Я жил, я был – за все на свете 

Я отвечаю головой»

1-й Ведущий. Строка А.Твардовского, которой назван литературный час, взята из поэмы «За да­лью — даль» (глава «Так это было»). Затраги­вая самые острые вопросы нашей истории XX века, поэт провозглаша­ет своё жизненное и творческое кредо:

Вступает правды власть святая

В свои могучие права...

...Кому другому, но поэту

Молчать потомки не дадут,

Его к суровому ответу

Особый вытребует суд.

Я не страшусь суда такого

И, может, жду его давно,

Пускай не мне ещё то слово,

Что ёмче всех, сказать дано.

Моё - от сердца - не на ветер,

Оно в готовности любой:

Я жил, я был - за всё на свете

Я отвечаю головой.

Вот это отношение к жизни и талант Александра Твардовского и сделали его одним из ве­ликих, поистине народных поэтов XX века.

2-й Ведущий. Одна из главных тем Твардовского — те­ма Памяти. Это и память русского крестьяни­на, и память солдата Великой Отечественной войны — наследника великой и трагической истории своих предков.

За это его не раз упрекали официозные критики сталинской эпохи, говоря, что его Василий Тёркин мало похож на советского солдата. Упрекали те, кто сидел в тылу и не видел этого солдата в окопах. Но сам Твар­довский гордился тем, что его Василий Тёр­кин — «русский труженик-солдат» — похож на своих исторических предков. Наверное, это и привлекло к нему внимание самых раз­ных русских людей — от солдат до находя­щегося в эмиграции Ивана Бунина, востор­гавшегося «Василием Тёркиным».

С темы Памяти, с темы войны мы и начи­наем Литературный час.

Звучит стихотворение А.. Твардовского «Сыну погибшего воина»

Солдатский сын, что вырос без отца

И раньше срока возмужал заметно,

Ты памятью героя и отца

Не отлучён от радостей заветных.

Запрета он тебе не положил

Своим посмертным образом суровым

На то, чем сам живой с отрадой жил,

Что всех живых зовёт влекущим зовом...

Но если ты, случится как-нибудь,

По глупости, по молодости ранней

Решишь податься на постыдный путь,

Забыв о чести, долге и призванье:

Товарища в беде не поддержать,

Во чьё-то горе обратить забаву,

В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.

С недобрым другом поравняться славой, —

То прежде ты - завет тебе один, -

Ты только вспомни, мальчик, чей ты сын.

Стихотворение обращено к поколению наших дедов, но если хорошенько вдуматься, то поймём, что оно адресовано и нашему поколению. Ибо поэт — ровесник любому поколению.

Сегодня мы перелистаем некоторые страницы детства, юности, зрелости поэта. А начнём мы с той странички, откуда — «на­чало всех начал» исходит.

1-й Ведущий. Жил в деревне Барсуки Смоленской губернии крепостной Илья Тара­сов. За какую-то провинность отдал его по­мещик в солдаты. Случай по тем временам не редкий. Служить выпало Илье в Варшаве. Был он к тому времени женат, и через некоторый срок перевёз туда жену. В Варшаве ро­дилась у них дочь Зинаида. Служил в той же части Гордей Васильевич Твардовский, тоже крепостной. «По рассказам матери, дед наш Гордей Васильевич был родом из Белорус­сии, рос на берегах Березины. Мать деда бы­ла бедной вдовой, доившей коров у помещи­ка. У неё было два сына. Когда помещик отправлял деда Гордея в солдаты, мать сняла с себя фартук и разорвала на портянки. Это было всё, что она смогла дать сыну в дорогу. По словам моей, матери, дед часто вспоминал этот случай», — писал Твардовский.

Было Гордею Васильевичу уже за трид­цать, когда дослужился он до унтер-офицера и стал непосредственным начальником Ильи Тарасова. Ко времени окончания службы же­нился он на дочери своего «подчинённого». Было Зинаиде в ту пору 18 лет. Кончил Гордей Васильевич службу, которая длилась 20 лет; вернулись Тарасов и Твардовский и обоснова­лись в Барсуках. Деревня Барсуки была боль­шая, в ней насчитывалось сто дворов. А сто первым стал двор Твардовских, безземель­ный и безлошадный. По законам того времени солдат, отбывший срок службы, терял право на землю даже в своей родной деревне...

Позже они получили земельный участок.

2-й Ведущий. В1881 году в семье Зинаиды Ильиничны и Гордея Васильевича родился седьмой, пос­ледний ребёнок — сын Трифон (отец Алексан­дра Твардовского). Трифон подрос, и его от­дали учиться в школу, которую он окончил с похвальным листом. Школьный учитель, лю­бивший смышлёного мальчика, привил ему любовь к книге, которую Трифон Гордеевич сохранил на всю жизнь. Читал очень много, а ещё любил петь. У него был хороший голос и верный слух. Нравилось Трифону и кузнечное дело. Но отец, против воли сына, отдал его в галантерейную лавку купца, откуда тот скоро сбежал. Родителям ничего не оставалось, как смириться и отдать сына в ученье к кузнецу. Кузнечное дело пришлось мальчику по душе. Позже Трифон откроет собственную кузницу и прослывёт на всю округу искусным мастером. К1890-м годам он переехал в деревню Белкино. А скоро посватался к дочери оскудевшего дворянина, жившего в соседней деревне, — Марии Митрофановне Плескачевской. Моло­дая семья взяла в аренду землю и зажила самостоятельно. Родилось у них четверо детей: Константин, Александр (1910), Анна, Иван.

1-й чтец.        Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла.

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу - света и тепла.

И сказок в трепетную память,

И песен матери родной,

И старых праздников с попами,

И новых с музыкой иной...

И вёсен в дружном развороте,

Морей и речек на дворе.

Икры лягушечьей в болоте,

Смолы у сосен на коре,

И летних гроз, грибов и ягод,

Росистых троп в траве глухой,

Пастушьих радостей и тягот,

И слёз над книгой дорогой...

1-й Ведущий. Вероятно, пору привольных детских лет вспоминал Александр Трифонович, когда писал это стихотворение. В тёплые летние дни дети целыми днями находились на ули­це. А вечерами, особенно зимними, в доме Твардовских устраивали «семейные» чтения. Читали вслух Гоголя, Пушкина, Некрасова, Лермонтова и других писателей. Сам отец — Трифон Гордеевич — знал много стихов наи­зусть, много читал. Непременным спутником стала книга и для юного Саши.

Много времени уделял детям дед — Гор­дей Васильевич. Особенно дед любил маленького Шуру, называя его ласково «Шурилка-Мурилка».

Примерно к этому времени относятся первые попытки Шуры к сочинительству: «Стихи писать я начал до овладения перво­начальной грамотой. Хорошо помню, что первое моё стихотворение, обличающее мо­их сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, ещё не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения. Там не было ни лада, ни ряда — ничего от стиха, но я отчётливо помню, что было страстное желание родить их на свет».

2-й Ведущий. А жизнь в семье всё усложнялась. Грянул 1914 год. Гражданская война. Отца мобили­зовали. В 1917 году умирает Гордей Василь­евич. Особенно скорбел об этой утрате Шу­ра. В 1951 году Твардовский поведает об этой потрясшей его детскую душу утрате:

2-й чтец.    Мне памятно, как умирал мой дед,

    В своём запечье лёжа терпеливо,

    И освещал дорогу на тот свет

    Свечой, уже в руке стоявшей криво.

    Мы с ним дружили. Он любил меня.

    Я тосковал, когда он был в отлучке,

    И пряничного ждал себе коня,

    Что он обычно приносил с получки.

    И вот он умер, и в гробу своём,

    Накрытом крышкой, унесён куда-то.

    И нет его, а мы себе живём, -

    То первая была моя утрата...

Уход деда изменил многое. Детство кон­чилось. Появились новые заботы и обязанности. Надо было пасти скотину, помогать по хозяйству.

Трифон Гордеевич мечтал дать детям хорошее образование. Для этого был привезён из Смоленска репетитор.

Позже старших мальчиков отвезли в Смоленск, в гимназию. Проучившись год, вынуждены вернуться в Загорск, — гимназию, по случаю войны, закрыли. Продолжил учёбу Александр в Егорьевской школе, затем в Белохолмской.

1-й Ведущий. 1924 год. Закончилось образование бу­дущего писателя. Начал серьёзно писать. Особая черта его характера — «чувствовать себя за всё в ответе». С 1924 года начинает посылать заметки в смоленские газеты. Пи­сал о многом: о неисправных мостах, зло­употреблениях местных властей, субботни­ках и др. А вскоре появилось и первое стихотворение — «Новая изба». Напечатано оно будет в воскресном номере газеты «Смоленская деревня» 19 июля 1925 года:

Пахнет свежей сосновой смолою,

Желтоватые стены блестят.

Хорошо заживём мы семьёю

Здесь на новый советский лад!

Многие ли в 16 лет отчётливо представ­ляют главную цель своей жизни? Умеют беречь столь драгоценную и невосполнимую вещь — время? Увы, не многие. Саша Твардовский умел.

2-й Ведущий. Наступил 1926 год. Стихи и книги — две пламенные страсти юноши. Но однообразие жизни на хуторе тяготит всё больше. Так хо­чется попасть в среду пишущих сверстников, почитать своё, послушать других.

Мечтал побывать в Смоленске, в Моск­ве. Не сразу, но это удалось. Вдохновило на новые сочинения. Не последнее место в его мечтаниях занимала и мечта, желание повторить романтику горьковских странствий.

В 1928 году он покидает Загорье, уезжа­ет в Смоленск, работает корреспондентом, печатается в журналах, учится в институте.

В 1936 году публикуется его поэма «Страна Муравия». В основе поэмы — полусказочный сюжет о поисках крестьянином счастливой судьбы, земли. Герой поэмы, Ни­кита Моргунок, всю жизнь мечтавший о дос­татке, о независимой трудовой жизни, расте­рялся перед стремительно надвигающейся новью, которая, как ему казалось, навсегда хоронит его мечту о счастье. И он, подобно сказочным героям, пускается на поиски сча­стливой «бесколхозной» страны, земли.

1-й Ведущий. 1941 год. С первых дней и до конца Великой Отечественной войны Александр Твардовский находился на фронте. За  годы  войны  он  создаёт поэму «Василий Тёркин».  Написанные в  1942  году  восемь  глав  о  бойце,  смелом,   неунывающем,  стали любимыми для многих солдат. Автора просили про­должить рассказ о Василии Тёркине. И Твар­довский продолжает работу над «Книгой про бойца». Теперь Тёркин не только веселит бой­цов и балагурит, поддерживая дух товарищей, но и скорбит, негодует. Книга хранилась в бо­евых сумках солдат. Один из офицеров писал: «Через всю войну я пронёс отдельные брошю­ры «Василия Тёркина». Солдаты сотни раз слу­шали её под свист вражеских мин и снарядов и старались быть в боях такими, как Василий».

В годы войны поэт работал много: писал стихи, песни, деля тяготы походной жизни с солдатами.

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки людей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей...

2-й Ведущий. 1942 — 1946 годы. Твардовский создаёт новую поэму — «Дом у дороги». Если «Васи­лий Тёркин» — героическая эпопея о народ­ном подвиге, то «Дом у дороги» — произве­дение трагедийное — о судьбе крестьянской семьи, на которую обрушились тяготы вой­ны. Светлой картиной раннего воскресного утра начинается рассказ о судьбе семьи Сивцовых. Но грянула война. Хозяин, оста­вив семью с малыми ребятишками, ушёл на войну. Жена работает, растит детей, ждёт мужа. Однажды Андрей оказывается близ дома, возникает соблазн остаться рядом с женой и детьми, но, преодолевая это реше­ние, Сивцов уходит на фронт, так как там гибнут его товарищи. Но вот война подошла и к дому солдата, погнала его семью на да­лёкую чужбину — в немецкий плен, застави­ла перенести издевательства и унижения.

Вернувшись домой, Андрей Сивцов не знает о судьбе своей семьи. Теперь он ждёт жену и детей. Долго горевал, собираясь с силами к жизни. Строит новый дом, ждёт. Дождётся ли?

Судьба Сивцовых — судьба миллионов. Конец у этих драматических историй не оди­наков:

Ответ не каждому письму –

Иное без ответа.

Привет не каждому тому,

Чьё сердце ждёт привета.

В поэме звучит непримиримая нена­висть к войне, память о тех годах.

Образ дома у дороги вбирает в себя и размышления о семье солдата, и думу о судьбе России. Дом, семья, о которых солдат постоянно думает, где бы ни находился, — это и боль, и радость, и надежда.

Во время войны Твардовский написал много лирических стихотворений.

4-й чтец. «Жестокая память войны» жила в сердце поэта и навсегда стала одной из главных тем его творчества.

Куда ни взгляну, ни пойду я —

Жестокая память жива.

И памятью той, вероятно,

Душа моя будет полна,

Покамест бедой невозвратной

Не станет для мира война.

После войны, раздумывая о годах испы­таний, поэт возвращается к теме военных лет.

Стихотворение «Я убит подо Ржевом» (1945—1946) — полный скорби рассказ от лица тех, кому никогда уже не узнать, чем за­кончилась страшная война, кому никогда не дано пережить радость победы.

(Звучит стихотворение «Я убит подо Ржевом». Звучат другие стихи, посвященные войне,  главы из поэмы «Василий Теркин»)

1-й чтец. Всеми стихами, посвящен­ными Великой Отечественной войне, поэт призывает людей — не забывать!

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки...

1-й Ведущий. В послевоенные годы в творчестве Твар­довского звучит тема героизма людей труда, тема связи прошлого, настоящего и будуще­го страны.

Этому посвящена поэма «За далью — даль», которую поэт писал на протяжении 10лет (1950 — 1960). Поэма написана в форме путевого дневника. В основе сюжета — впе­чатления и наблюдения поэта, родившиеся в дороге от Москвы до Владивостока. Размыш­ления о времени, о себе, о жизни страны.

Поэма «За далью — даль» удостоена в 1961 году Ленинской премии. Эту премию Твардовский отдал землякам. На эти средст­ва был построен Дом культуры.

2-й Ведущий. —  Жизнь А.Т.Твардовского была не лёг­кой, но было в ней много светлого, хорошего. И не желал никому поэт лёгкой жизни, хотя по себе знал, как иные трудности могут отравить жизнь. Но человек обязан, по словам Твардов­ского, «находить в себе силы одолевать труд­ности и обретать главную радость жизни». Сам он, несомненно, умел находить в себе си­лы, чтобы обрести главную радость жизни:

И что мне малые напасти

И незадачи на пути,

Когда я знаю это счастье –

Не мимоходом жизнь пройти,

Не мимоходом, стороною

Её увидеть без хлопот,

Но знать горбом и всей спиною

Её крутой и жёсткий пот.

Не раздумывая, в нужную минуту поэт приходит на помощь, откликается на чужие беды, принимая их как собственные.

Никогда никакой поблажки себе, никаких уступок ни в чём, никогда, ни при каких об­стоятельствах, всегда оставаться «самим собой» и     

«Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль».

Александр Трифонович Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности.

Мы перелистали некоторые страницы жизни и творчества Твардовского. А теперь проведем небольшую игру по произведению Твардовского «Василий Теркин».

1.  Викторина

  1. 1. Глава  «Переправа». Какой взвод погрузился на понтоны первым? (Первый).

2. В  какое время года происходит переправа? (Зимой).

3. Днем или ночью переправлялись бойцы в главе «Переправа»? (Ночью).

4. Глава «О награде». Теркин  мечтает, как он вернется домой и пойдет на вечерку. Что он там будет курить? ( «Казбек»).

5. Из какого города Теркин?  (Из села на Смоленщине).

6. На какой по счету войне воюет Теркин? (На второй).

7. Были ли ранения у Теркина? (Ранение и контузия).

2. Закончи строку

В поэме «Василий Тёркин» очень много строк, которые стали афоризмами и произносятся довольно часто. Сейчас будет произноситься начальная строка, а вы должны продолжить известную фразу.

  1. Не зарвёмся, так прорвемся, Будем живы – не помрём)

2.  Переправа, переправа! (Берег левый, берег правый)

3. Кому память, кому слава,              

    Кому темная вода,-    (Ни приметы, ни следа)

4. Бой идет, святой и правый,           

    Смертный бой не ради  славы -    (Ради жизни на земле)                             

5. Я не так еще сыграл бы  -     (Жаль, что лучше не могу)

6.    Хоть бы что ребятам этим,

       С места –     (в воду и огонь)

7.    Смерть есть смерть. Ее прихода (Все мы ждем по старшине)

  1. В бой, вперед, в огонь кромешный

       Он идет, святой и грешный, (Русский чудо-человек)

  1. Рвутся мины. Звук знакомый

       Отзывается в спине.

       Это значит - Теркин дома, (Теркин снова на войне)

3. Как называется картина и кто ее автор

(Ю. Непринцев «Отдых после боя») 

  

Список использованной литературы

  1. Выходцев, П.С. Александр Твардовский [Текст] / П.С. Выходцев. – М.: Сов. писатель, 1958. – 410 с.
  2. Дементьев, В.В. Александр Твардовский [Текст] / В.В. Дементьев. -  М.: Сов. Россия, 1976. – 176 с. – (Писатели Сов. России).
  3. Любарева, Е. П. Поэма Александра Твардовского «За далью – даль» [Текст]  / Е. Любарева. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1962. – 102 с. – (Массовая историко-литературная библиотека).
  4. Романова, Р.М. Александр Твардовский [Текст]: страницы жизни и творчества : кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Р.М. Романова. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.
  5. Прокофьев, В.А. Твардовский Александр Трифонович [Текст]  / В.А. Прокофьев // Русские писатели: XX век: биобиблиографический словарь в 2 ч. Часть 2. М-Я / ред. Н.Н. Скатова.- М.: Просвещение, 1998.- С. 423-429.

Статьи из периодических изданий

  1. Айзерман, Л. «Никакой моей вины…»?: педагогическая драма в восьми актах [Текст]: [анализ стихотворения А. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…» на основе школьных сочинений] / Лев Айзерман // Литература в школе. – 2009. - № 5. - С. 22 – 26; № 6. – С. 31 – 34.
  2. Аксёнова, Л. А. «Я жил, я был – за всё на свете я отвечаю головой» [Текст]: страницы жизни и творчества А. Т. Твардовского / Л. А. Аксёнова // Литература в школе. – 2009. - № 8. – С. 42 – 44.
  3. Аннинский, Л. Александр Твардовский: «…Но всё же, всё же, всё же…» [Текст] / Л. Аннинский // Свободная мысль. – 2005. - № 8. – С. 147 – 161
  4. Баевский, В. Кулацкий подголосок и враг народа: двойной портрет [Текст] / В. Баевский // Вопросы литературы. – 2001. - № 5. – С. 3 – 43.
  5. Машихина, Е. А. Тема дома в поэме А. Твардовского «Дом у дороги» и романе Ф. Абрамова «Дом» [Текст] / Е.А. Машихина // Литература в школе. - 2008. - № 4. - С. 17 - 19. - Библиогр. в примеч.
  6. Мелексетян, М. В. Последнее стихотворение А. Т. Твардовского о матери [Текст]: [о стихотворении «Памяти матери»] / М. В. Мелексетян // Литература в школе. – 2009. - № 10. – С. 44 – 46.
  7. Скатов, Н.Н. Об эпических высотах Исаковского и Твардовского [Текст] / Н. Н. Скатов // Литература в школе. – 2010. - № 5. – С. 2 – 4.
  8. Турков, А. М. Александр Трифонович Твардовский [Текст] / А. М. Турков // Литература в школе. – 2010. - № 2. – С. 11 – 14.
  9. Чернова, И.И. Лирический цикл А.Т. Твардовского «Памяти матери» [Текст] / И.И. Чернова // Литература в школе. – 2000. - № 4. – С. 55-61