Главная » Коллегам » Методическая копилка » Слово о батыре

Муниципальное бюджетное учреждение

«Централизованная библиотечная система»

Методический отдел

 

СЛОВО О БАТЫРЕ

Методическое пособие

к 260-летию со дня рождения

Салавата Юлаева 

Стерлитамак

2014

От составителя

 

          В 2014 году исполняется 260 лет со дня рождения Салавата Юлаева– народного героя Башкортостана, поэта и воина-полководца, Его жизнь и деятельность стали олицетворением мужества и патриотизма, символом многовековой дружбы и сотрудничества башкирского и русского народа.

          Память о Салавате Юлаеве увековечена в историческом сознании многих поколений – в песнях, легендах, сказаниях родного края, а также в произведениях литературы, искусства, живописи, монументальной скульптуры, трудах историков страны.

         Ни каждый народ может выдвинуть из своей многоликой и многослойной толщи того единственного представителя, который стал бы бесспорным символом данного этнического образования. На такую недосягаемую высоту вознесен своей благодарной и многострадальной нацией легендами овеянный Салават.

         Методическое пособие состоит из биографической справки, историко-познавательного часа «Батыр с мечом и песней», вечера-портрета «Салават Юлаев», беседы «Музыка битвы в металле», беседы «Сабля Салавата»   и списка использованной литературы.

         Пособие адресовано библиотечным работникам, преподавателям, студентам, учащимся и всем пользователям библиотек, интересующимся жизнью и творчеством Салавата Юлаева.

Биографическая справка

         Очень дорог и близок образ Салавата Юлаева каждому жителю Республики Башкортостан. Его именем названы в Башкортостане город, район, улицы, парки, культурно-просветительские учреждения, хоккейная команда. Открыт музей в село Малояз. Неудивительно, что неординарность его богатырской во всех отношениях натуры вдохновлял на творческие поиски десятки поколений народных певцов и сказителей:

... По степям Урала песнь летит,

Богатырь башкирский Салават!

                                                 (Башкирская песня)

         Согласно легендам и архивным источникам, родился Салават в июне 1754 года в деревне Текеево Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги (ныне Салаватский район Республики Башкортостан).

         Салават рос физически крепким мальчиком. Обладая недюжинной силой и смелостью, в 14 лет одним кинжалом ходил на медведя. С юных лет раскрывается и поэтическая одаренность.

         Судьба уготовила ему высочайшую историческую миссию: стать народным вождем в переломную эпоху, возглавить национально-освободительную борьбу башкир. Не столько официальный чин бригадира (генерала), сколько поэтический клич любимого и почитаемого поэта вел за ним народные массы. Благодаря полководческому дару, Салават одержал много побед над регулярными войсковыми подразделениями царизма под началом хорошо обученных кадровых военных. К сожалению, силы были неравными. Повстанцы потерпели поражение. Однако дух народа, дух Салавата не были сломлены. Он соответствовал высокому призванию до конца своей земной жизни - до кончины на каторге в Прибалтике 26 сентября 1800г.

          Его немеркнущий образ–образ духовного вождя нации и искусного предводителя ратных дел воплощен в документальной и художественной литературе. В 1967 г. в республике учреждена премия имени Салавата Юлаева за лучшие произведения в области литературы, искусства и архитектуры.

         46 лет было Салавату, когда завершился его земной круг жизни... в памяти же народа он сохранился 20-летним - поэтом, полководцем - непокоренным титаном, несшим на своих плечах горы надежд, а в пламенном сердце - свободолюбивый дух башкир.

        В одном из последних стихов Салават воскликнул: «Нет, не умер я, башкиры!». Слова эти оказались пророческими.

 

Историко-познавательный час «Батыр с мечом и песней»

 

     Цель игры: изучение героического прошлого национального героя, поэта, певца, человека; формирование чувства патриотизма к родному краю, развитие интереса к его истории.

Оборудование:

3) Портрет Салавата Юлаева;

4)  Репродукции картин А. Кузнецова «Допрос Салавата», А. Лежнева «Поимка Салавата», Е. Тюлькина «Изба Салавата»;

5) Книжная выставка, посвященная юбилею поэта.

6)  Музыкальные   записи   из   оперы «Салават Юлаев» 3. Исмагилова, «Марша Салавата» X. Ибрагимова, песни «Салават» А. Зиннуровой на слова Р. Ураксиной.

Условия игры:

1) Участвуют 3 команды;

2) За полный правильный ответ коман­да получает одно очко, за правильный неполный ответ - 0,5;

3) Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается команде соперника;

4)  Если команды не могут ответить на вопрос, отвечают зрители;

5)  После каждого раунда жюри подво­дит итоги.

Ход игры. Разминка.

1. Назовите предполагаемую дату рож­дения Салавата Юлаева.

(16 июня 1754 года.)

2.  Назовите место рождения Салавата Юлаева.

(Деревня Текеево Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Уфимской провинции, ныне Салаватский район.)

3. Назовите родителей и братьев Сала­вата Юлаева.

(Отец - Юлай Азналин, мать - Азнаби-ка братья - Ракат и Сулейман.)

I РАУНД исторический

1. Когда и где?

1.1. Произошли кровопролитные сражения между 2000-м отрядом Салавата и карательным корпусом подполковника А.В. Папава?

(17 марта 1774 года в деревне Буга-лыш.)

1.2. Произошло первое сражение Сала­вата Юлаева с корпусом Михельсона?

(7 мая 1774 года под Симским заводом.)

1.3.Состоялась встреча с отрядом Сала­вата Юлаева с численностью до 3000 человек с Емельяном Пугачевым?

(2 июня 1774 года в деревне Киги у ре­ки Аи.)

2.  О чем говорят названия этих дере­вень?

2.1. Деревня Биккулово.

(Отряд Салавата Юлаева добровольно присоединился к войскам Е. Пугачева 10 ноября 1773 года.)

2.2. Деревня Нуркино.

(22 сентября 1774 года произошел бой основных сил Салавата и подполковника Рылеева. В этой деревне Салавату и Юлаю вырезали уши и ноздри.)

2.3. Деревня Миндяшево в лесах Кара-тау.

(25 ноября 1774 года отряд поручика Лесковского, посланного подполковни­ком Аршеневским, окружил и взял в плен Салавата Юлаева.)

3. Сколько?

3.1.  Было лет Салавату Юлаеву, когда ему Пугачев присвоил чин полковника?

(19 лет.)

3.2.  Дней продолжался судебно-след-ственный процесс над Салаватом и его отцом Юлаем? (339 дней.)

3.3. Ударов кнутом получили Салават и Юлай? (По 175 ударов каждый.)

4. О чем рассказывают эти документы?

4.1. Именной указ № 6 Емельяна Пуга­чева башкирскому народу от 1 октября 1773 года. (Он жаловал башкир землями, водами, верою, волей, словом всем тем, что жела­ют.)

4.2.         Именной указ Екатерины II гене­рал-аншефу П.И. Панину от 19 февраля 1775 г. (О сборе 4000 лошадей с башкирского народа в виде штрафа за участие в восста­нии.)

4.3. Рапорт командира инвалидной ко­манды в Балтийском порту майора Дитмара в Эсляндское губернское правление от 28 сентября 1800 года.

(Доносил о смерти Салавата Юлаева 26 сентября 1800 года.)

5. Что известно?

5.1. Кто первым допросил и подверг Са­лавата физической расправе?

(Подполковник Н.Я. Аршеневский.)

5.2. В какой тюрьме написал С. Юлаев письмо, сохранившееся до наших дней?

(7 мая 1775 года в Уфимской тюрьме.)

II РАУНД  литературный

1.    Назовите башкирских поэтов, произ­ведения которых посвящены Салавату
Юлаеву.  (Ш. Бабич, Р. Нигмати, М. Карим, X. Гиляжев, Н. Наджми, М. Гали, Г. Рамазанов, А. Игебаев, Г. Амири, Я. Кулмый и др.)

2. Стихи каких русских поэтов о Салавате Юлаеве вы читали?

(Г. Молодцова, А. Филиппова, В. Соро­кина, М. Львова, М. Дудина, Д. Бедного.)

3.    Кто еще из советских и русских писа­телей в своих произведениях писал о Салавате Юлаеве?

(А. Пушкин, Д. Мамин-Сибиряк, Ф. Не­федов, Р. Игнатьев, С. Злобин, О. Форш, В. Шишкин, Е. Федоров, И. Задорнов, П. Бажов, Я. Ухсай и др.)

4. Назовите произведение и автора стихотворных строк:

 

4.1. Из гущи сечи к быстрой реке

       Мой конь помчал меня и унес,
       Один на светлом чистом песке

       Хвалу аллаху честно вознес.

       И снова в бой готовлюсь идти

       Свободу и право в бою найти. («Битва»  Салават Юлаев.)

4.2. Вместе с полною луной

       Золотом одет Урал,

       Вместе с утренней зарей,

        Серебром блестит Урал. («Мой Урал» Салават Юлаев)

4.3.   Высоко летает в небе ворон,

         Еще выше сокол ввысь взмывает,

         Еще выше сокола могучий

         Беркут, птичий государь, летает. («Юноше-воину» Салават Юлаев.)

III  РАУНД  изобразительное искусство

Архитектура.  Скульптура. Назовите автора?

1. Картины «Изба Салавата». (А.Е. Тюлькин.)

2. Картины «Поимка Салавата». (А.П. Лежнев.)

3. Картины «Допрос Салавата». (А.А. Кузнецов.)

4. Памятника Салавату Юлаеву в Уфе, воздвигнутого в 1967 году. (С.Д. Тавасиев.)

5.   Бронзового бюста Салавату Юлаеву, воздвигнутого в городе Палдиске в 1989 году. (Т.П. Нечаева.)

6.   Режиссера фильма «Салават Юлаев», снятого в 1941 году. (Я.А. Протазанов.)

IV РАУНД  музыкальный

Звучат отрывки из музыкальных про­изведений. Надо правильно назвать музыкальные произведения и их авторов.

1.   Отрывок из оперы «Салават Юлаев» 3. Исмагилова.

2. «Марш   Салавата»   композитора X. Ибрагимова.

3. Песня «Салават» А. Зиннуровой на слова Р. Ураксиной.

V РАУНД  краеведческий

1.    Узнай своих.

1.1. Народный артист СССР, исполни­тель главной роли в фильме «Салават  Юлаев». (А. Мубаряков, родился в деревне Ассы Белорецкого района.)

1.2. Башкирский писатель, автор ро­мана «Салават Юлаев». (Я. Хамматов, родился в деревне Исма-каево Белорецкого района.)

1.3. Автор самой популярной оперы «Салават Юлаев».

(3. Исмагилов, родился в селе Сермене-во Белорецкого района.)

2.    Знаешь ли ты?

2.1.Когда Емельян Пугачев написал именной указ приказчикам Авзяно-Петровского завода М. Осипову и Д. Федоро­ву и заводским крестьянам?

(17 октября 1773 года.)

2.2. Назовите период, когда Белорец-кий завод стал ставкой Пугачева и глав­ным лагерем войска. (С 14 апреля 1774 года по 2 мая 1774 года.)

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

1. Куда отправили Салавата Юлаева на вечную каторгу? (В Рогервик, ныне Паддиски в Эсто­нии.)

2. Сколько лет провел Салават Юлаев на каторге? (25 лет.)

3. Когда Пугачев пожаловал Салавата Юлаева чином бригадира?

(После сражения 5 июня 1774 года с корпусом Михельсона под деревней Ки-ги.)

4.  Первый   русский   исследователь Крестьянской войны 1773 - 1775 годов
под руководством Емельяна Пугачева? (А. Пушкин, «История Пугачева».)

5.    Кто написал первый роман о Салавате Юлаеве? (С. Злобин.)

6. Как увековечена память Салавата Юлаева?   (Учреждена  государственная
премия имени Салавата Юлаева с 1967 года, установлены памятники, его имя

носят город, район, колхозы, улицы, гим­назии, хоккейная команда.)

7. Назовите лауреатов Республикан­ской премии имени Салавата Юлаева?

Подведение итогов.

Награждение команд и участников.

Вечер-портрет «Салават Юлаев»

 

Салават национальный герой и поэт-импровизатор

          Салават Юлаев воплощал в себе героизм и поэтический талант народа. Салават впервые поднял башкирское поэтическое слово как острое оружие борьбы за светлую жизнь.

          Башкирский народ мечтал видеть у себя не только батыров с мечом, но и поэтов с пером в руке. Неудивительно потому, что он признал в легендарном Салавате и своего национального поэта. Поэтический талант двадцатидвухлетнего народного героя не успел раскрыться полностью, но уважение и любовь народа к нему были так велики, и образ Салавата был так тесно и органически связан с народным идеалом, что его поэзия любима поныне.

          В творческом наследии Салавата Юлаева известны порядка 500 поэтических строк. В стихах «Битва», «Стрела», «Юноше-воину» звучит призыв к борьбе с угнетателями. Стихи «Мой Урал», «Родная страна», «Соловей»  отражает возвышенные чувства любви к родной земле, «Зулейха» - к женщине.

          Произведения С. Юлаева не дошли до нас на том языке, на котором они создавались. Сохранились лишь отдельные его стихотворения в подстрочном переводе на русский язык. В труде Р.Г.Игнатьева «Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор», написанном в 1975 г. на основе следственного материала «Дело о Салавате и Юлае», а также народных преданий приведены семь стихотворений С.Юлаева. Перевод был сделан еще в 1868 г. покойным Г. Давлетшиным.

          До перевода на русский язык эти стихи – «О, Урал мой благодатный!», «Тихой ночью в перелеске», «Я пустил стрелу высоко», «Было время, время храбрых», «Высоко летает ворон», «Зюлейха», «Родные рощи и леса» – сохранились в рукописной форме, на языке «тюрки», т.е. на том языке, на котором были написаны приказы, воззвания Салавата к народу, и переходили из рук в руки в новых списках.

          Дальнейшая судьба рукописей неизвестна. Нет никаких известий и о том, когда, впервые, кем и из каких источников были записаны эти стихи.

          В стихотворениях Салавата Юлаева ощущается авторское «Я»; это страстный, романтически настроений поэт и пылкий батыр, восхищающийся красотой природы родного Урала, его людьми и призывающий к борьбе с угнетателями. Стихотворения Салавата проникнуты патриотическими чувствами и думами. Образ Урала органически и величаво выступает в стихотворениях Салавата, а через них – впервые в башкирской письменной поэзии.

          Любовь Салавата к Родине, неразрывно связана с идеями свободы. В основе его патриотизма лежат два противоположных, но неразрывных в своем единстве чувства: любовь к родной земле, народу и ненависть к угнетателям, душителям свободы.

         «Речь Салавата», в которой раскрыты основные программные задачи Крестьянской войны сохранилась в устной форме.

         Впервые она опубликована на башкирском языке в 1-й книге «Труды научного общества при Наркомпросе БАССР» (г. Стерлитамак, 1922), а позднее напечатана в переводе на русский язык в книге «Песни и сказания о Разине и Пугачеве», составленной А.Н. Лозановой в 1935 году. Эта историческая речь известна также и как замечательное поэтическое произведение: сэсэны переложили ее в кубаир под названием «Присоединившись к Пугачеву», приписывая авторство Салавату.

          «Речь Салавата» – это единственное произведение поэта, которое непосредственно отражает конкретно–историческое событие в Крестьянской войне 1773-1775 г.г.

           В своей поэзии Салават Юлаев предстает и как мужественный джигит, готовый пожертвовать жизнью в борьбе за свободу, и как лирик-романтик, влюбленный в природу родного края и его людей.

           Наследие Салавата Юлаева невелико. Оно ценно своей глубокой народностью, патриотичностью, поэтической самобытностью. Сохранившиеся стихотворения Салавата Юлаева составляют первые страницы башкирской поэтической литературы.

Образ Салавата Юлаева в башкирской и русской литературе

           Одно из первых упоминаний о Салавате встречается у А.С. Пушкина. «Башкиры не унялись. Старый их мятежник Юлай... явился между ими с сыном своим Салаватом. Вся Башкирия восстала...», — пишет он в «Истории Пугачева». Поэт не создает развернутого образа пугачёвского полководца, но говорит о нем с симпатией: его «свирепый Салават» отличается отвагой и непримиримостью к врагам. Намек на героя башкирского народа имеется также в повести Т.С. Беляева «Куз-Курпяч»: здесь говорится о присоединении к «изуверу» Пугачеву «мятежника» Салавата.

            Образом Салавата Юлаева интересовался оренбургский поэт-декабрист П.М. Кудряшев. Поэт хорошо знал не только современную ему жизнь башкирского народа, но и его историю. Глубоко сочувствуя освободительной борьбе башкир, он в своих произведениях, созданных по фольклорным мотивам, прославлял народных героев, боровшихся против социальной несправедливости и национального гнета.

           В его повести «Сокрушитель Пугачева, илецкий казак Иван» (1829) отражены некоторые эпизоды Крестьянской войны 1773-1775 гг. Ему принадлежит первый перевод на русский язык песни о Салавате Юлаеве. По сведениям оренбургского историка прошлого века И. Казанцева, на слова песни о Салавате в переводе Кудряшева написал музыку известный русский композитор Л.А. Алябьев, находившийся в первой половине 30-х годов XIX столетия в ссылке в Оренбурге.

            Упоминание о Салавате неоднократно встречается в художественно-краеведческих очерках В. Зефирова. Так, в «Рассказах башкирца Джантюри» (1847) он пишет: «Может быть, вкус мой многим покажется странным, но, откровенно сказать, когда играли на двух чебызгах и горлом любимую башкирскую балладу о батыре Салавате, я слушал ее с удовольствием».

            А вот как описывает он в «Рассказе бухарского муллы в Башкирии» исполнение песни о Салавате: «Все были довольны, веселы, на чебызгах разыгрывали что-то вроде героической поэмы о батыре Салавате, и надобно сказать, что, поняв происшествие, или нахождение этого батыра Салавата, я не мог не удивляться, каким мелодическим тоном, какими странными переливами, вовсе невыразимыми на европейских инструментах, башкирцы на сухой дудке выражают тоску батыра, ссылаемого в Сибирь».

           Имя народного заступника Салавата, ставшее символом борьбы за свободу и справедливость, в сопоставлении с жестокой несправедливостью хана, ярко раскрытой в этом рассказе, воспринимается как устрашающее предупреждение господствующему классу.

            Если в творчестве русских литераторов первой половины XIX века изучение жизни и деятельности Салавата Юлаева было только намечено, то во второй половине столетия появились очерки и исследования о национальном герое башкирского народа.

           Не раз встречается имя Салавата Юлаева в произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка. В романе «Приваловские миллионы» он, в частности, пишет: «... По ночам около кошей горели яркие огни, и в тихом воздухе стыла башкирская монотонная песня, рассказывавшая про подвиги башкирских богатырей, особенно о знаменитом Салавате...» В рассказах «Байгуш» и «Горная ночь» слепые певцы-музыканты вдохновенно воспевают подвиги Салавата и других народных героев. В повести «Охонины брови» писатель вновь обращается к образу Салавата, Грянула «пугачевщина», и «взбунтовались заводские рабочие, башкиры, монастырские крестьяне»; во главе восставших башкир стал Салават Юлаев, собравший вокруг себя «великое множество конников».

             Как видно из переписки В. Г. Короленко с Н. А. Крашенинниковым, оба они проявляли интерес к легендам о Салавате. Песни о Салавате записывал в конце прошлого века музыкант-этнограф С.Г.Рыбаков.

             Особенно большое внимание героической личности Салавата Юлаева уделили Ф.Д. Нефедов, Р.Г. Игнатьев и М.В. Лоссиевский, опубликовавшие в последней четверти XIX столетия свои произведения о легендарном башкирском батыре.

            После Октября интерес к образу народного батыра значительно возрос. С большим увлечением работал в 20-х годах над сценарием к фильму «Салават Юлаев» известный кинодраматург Георгий Гребнер; в те же годы был создан Степаном Злобиным первый — и пока единственный — роман о Салавате Юлаеве.

           Немало страниц уделено образу Салавата Юлаева в романах-трилогиях «Емельян Пугачев» В. Я. Шишкова и «Каменный пояс» Е. А. Федорова, в повести «Могусюмка и Гурьяныч» Н. Задорнова. Имя батыра и поэта Салавата упоминается в очерках К.М. Симонова «В Башкирской дивизии», И.Г. Эренбурга «Башкиры», А.Д. Коптяевой «Люблю тебя, Башкирия» и других.

            Из поэтических произведений о Салавате Юлаеве прежде всего следует назвать большой стихотворный фельетон Демьяна Бедного «Дикая Башкирия» (1932), в котором поэт не только увековечил образ «боевого собрата Пугачева», но и обратился к своим коллегам с пламенным призывом.

            Призыв Д. Бедного был подхвачен русскими поэтами, они создали немало произведений «о башкире-певце и бесстрашном бойце». Образ Салавата Юлаева воспет, в частности, в поэмах «Дорога в Бикзян» Александра Ромма и «Бунт» Валентина Сорокина, в стихотворениях «Степь» и «Семья» Михаила Дудина, «Соловьи Салавата» Михаила Львова, «Поэт и конник» Александра Филиппова, «Песня Салавата» Геннадия Молодцова и других.   

             «Из всех предводителей десятков башкирских восстаний, — пишет о Салавате Юлаеве Мустай Карим, — он первый предугадал, что свободу и независимость невозможно завоевать в одиночку, потому он пошел к русскому казаку Емельяну Пугачеву и под свое знамя собрал не только башкир, но и другие народности, жившие в башкирском крае. Пробудившись, сам, словом и делом пробудил он подлинное национальное самосознание башкир, самосознание, вытекающее из понимания общности судеб разных народов, исключающее превосходство одних над другими.

              Если Салават по своей значимости был бы явлением только чисто башкирским, а не общероссийским, то, я думаю, его бессмертие не было бы столь прочным даже для нас, его соплеменников. Я уверен в одном: исторический подвиг Салавата заставлял не забывать его стихи, а стихи заставляли всегда помнить его имя».

Память о Салавате Юлаеве

               46 лет было Салавату, когда завершился его земной круг жизни... в памяти же народа он сохранился 20-летним - поэтом, полководцем - непокоренным титаном, несшим на своих плечах горы надежд, а в пламенном сердце - свободолюбивый дух башкир. В одном из последних стихов Салават воскликнул: «Нет, не умер я, башкиры!». Слова эти оказались пророческими.

               Образ Салавата Юлаева увековечен в башкирском и русском народном творчестве, в произведениях русских, башкирских, татарских и других писателей, в башкирской национальной опере, драматургии, живописи и скульптуре. В Башкортостане именем Салавата Юлаева названы: район, город, улицы, культурно-просветительные учреждения. Открыты Музей Салавата Юлаева в село Малояз и отделения музея в с. Алькино Салаватского р-на РБ. В 1967 учреждена правительством БАССР премия имени Салавата Юлаева за лучшие произведения в области литературы, искусства и архитектуры.

               Его немеркнущий образ - образ духовного вождя нации и искусного предводителя ратных дел воплощен в документальной и художественной литературе. Первый в советской литературе исторический роман – «Салават Юлаев» Степана Злобина; документальный роман «Салават, сын Юлая» Мираса Идельбаева; повесть «Оседланный конь» Булата Рафикова; стихи и поэмы Шайхзады Бабича, Рашита Нигмати, Зайнаб Биишевой, Назара Наджми, Рами Гарипова, Равиля Бикбаева, драма Баязита Бикбая, трагедия Мустая Карима, в монументальной скульптуре. Памятники Сосланбека Тавасиева и Тамары Нечаевой, в живописи «Допрос Салавата» А. Кузнецова, «Поимке Салавата» А. Лежнева, картины А. Лотфуллина, Р. Нурмухаметова А. Арсланова, Р.Ишбулатова и др. В профессиональной музыке («3. Исмагилова, балет «Горный орел» X. Ахметова и Н. Сабитова, песни других композиторов), в киноискусстве (художественный фильм «Салават Юлаев» реж. Я. Протазанова).

              Мемориальный филиал Национального музея РБ создан 1987 на родине национального героя башкирского народа в с. Малояз Салаватского р-на на базе Народного музея.

              Экспозиция рассказывает о судьбе Салавата Юлаева. Представлены предметы убранства башкирской юрты, одежда, орудия труда, утварь; выделены седло и сабля, по преданию, принадлежавшие ему. Экспонируются документальные материалы , раскрывающие причины присоединения башкир к Е. И. Пугачеву, отражающие этапы Крестьянской войны 1773-1775гг.. Представлены сохранившиеся орудия пытки, копии следственных документов. В музее представлены архивные материалы о последних годах жизни Салавата Юлаева, проведенных на каторге в Рогервике, а также произведения изобразительного искусства. Есть филиал музея в с. Алькино. В фонде 200 экспонатов.

             Салават Юлаев остался для потомков таким, каким был до рокового ноябрьского дня, и таким встает его образ в экспозиции музея.

«Двести лет над родными степями.
          Пронеслось с той поры грозовой,
          Но доныне не стерто годами.
          Твое славное имя, герой»
                                                        (Рашит Нигмати)

            Памятник Салавату Юлаеву (чугун, 1967, арх. И.Г. Гайнутдинов), над которым скульптор Тавасиев С. Д. работал более 20 лет, стал неотъемлемой частью архитектурного ансамбля Уфы.

Песня «Салават»

          В музыкально-поэтическом творчестве башкир известны различные песни о Салавате, в них он предстает не только отважным воином, героем сражений, но и поэтом, любящим свой народ, природу родного Урала. Разнообразие песен о Салавате определяется не только различным содержанием, но и принадлежностью к разным музыкально-песенным стилям, представляющим местные особенности башкирской народной музыки. В то же время всем народным песням о Салавате присущи некоторрые общие черты: в них нет сложной музыкальной орнаментации, мелодическая линия напевов устойчива, ритм отличается четкостью. К числу самых ранних песен о Салавате следует отнести стремительную по темпу песню кыска-кюй, очевидно, возникшую при жизни героя (записана Л.Н.Лебединским в 1938 от Н.Карипова, уроженца д. Ст.Халилово современного Дуванского р-на РБ). Напев песни маршевый, мажорный, бодрый.

         Иной характер носит лирическая песня о Салавате - одна из самых распространенных в Башкортостане. Это широкая, кантиленная, напевная песня, типичная узун-кюй. В ней нашли выражение горе народа, сожаление о трагической судьбе героя (запись Лебединского в 1937 от Б.Магадеевой в с.Аскарово Абзелиловского р-на). Обе песни начинаются одинаковым четверостишием, по-разному преломленным двумя напевами:

Салават, сколько лет тебе?

Шапка старшины на голове,

Бригадиром был ты, Салават,

В двадцатидвухлетней поре.

                                  (Пер. Лебединского).

          Напев песни «Салават» (кыска-кюй) использован в симфонической поэме «Салават» А.С.Ключарева, в опере «Салават Юлаев» и симфонической увертюре З.Г.Исмагилова, в симфонической поэме Н.Г. Сабитова, в музыке А.И. Хачатуряна к кинофильму «Салават Юлаев» и Х.Ф. Ахметова, к пьесе «Салават» Б. Бикбая.

           Посвященные Салавату инструментальные пьесы для курая подразделяются на быстрые, маршевые и протяжные лирические. Бодрую, маршевую пьесу для курая записал в 1894 в д.Темясово Орского уезда Оренбургской губернии, ныне Баймакского р-на РБ, С.Г.Рыбаков.

           Тогда же в д. Ташбулатово Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии, ныне Абзелиловского района РБ, он записал другую пьесу для курая.

          В 20-х гг. подлинно народным стал «Марш Салавата» Х. Ибрагимова. Варианты песни «Салават» опубликованы в сборнике: «Башкирские народные песни» и другие.

Беседа «Музыка битвы в металле» 

           Памятник Салавату стал визитной карточкой Уфы, национальным достоянием нашей республики. Его автором является народ­ный скульптор Северной Осе­тии и Башкортостана Сосланбек Тавасиев.

           Впервые о Салавате Та­васиев узнал в селе Стерлибашево. На проводах новобран­цев на фронт он услышал, как один пожилой башкир сказал, что для победы над Гитлером надо быть таким батыром, как Салават. Так началось откры­тие образа Салавата Юлаева для Сосланбека Дафаевич. Он собрал всю имеющуюся о ге­рое литературу, изучил архив­ные материалы и фотоальбом. Большую роль в процессе по­знания сыграла дружба с авто­ром романа «Салават Юлаев» Степаном Злобиным.

          Постепенно в воображении художника создавался цель­ный образ. Тавасиев решил изобразить Салавата верхом на коне. Нужно было выбрать самый ответственный период в жизни народного героя. Скульптор избрал момент, когда Салават решает присо­единиться к народному вос­станию.  Известно, что герой со своим отрядом был послан на подкрепление правитель­ственных войск, идущих на разгром Пугачева. Но батыр принял решение поддержать народное восстание. Этот мо­мент и был запечатлен Тавасиевым. Привстав на стременах, могучей рукой натянув пово­дья, всадник на высоком утесе осадил разгоряченного коня. Смелое, волевое лицо, энер­гичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой.

          Памятник Салавату до того, как застыть на берегу Белой, немало путешествовал. Рабо­та над скульптурой началась в Уфе, продолжилась в Подмосковье. А отливался памят­ник на Ленинградском заводе из бронзированного чугуна. Сначала предполагалось, что скульптура будет из бронзы, но в 1961 году вышел указ пра­вительства об архитектурных излишествах, который запрещал использовать бронзу для литья памятников.

          Крупная конная скульпту­ра, опирающаяся на три точки, а также то, что с реки обычно дует сильный ветер, потребова­ли специального расчета. Для этого устроили уникальную стальную раму, заделанную ос­нованием в железобетонный постамент и пропущенную через опирающиеся ноги, пус­тотелый корпус коня и фигуру всадника. Во время установки рама неожиданно «поехала», и скульптору пришлось некото­рое время держать махину ве­сом в полторы тонны. Если бы она соскользнула, то могла бы искалечить мастера.

         Сосланбеку Дафаевичу пришлось немало постарать­ся, чтобы поместить памятник на самое возвышенное место на правом, крутом берегу реки Белой. Не все поддержали эту идею. Предполагалось поставить памятник напротив Горсовета, на Советской площади или в Демском районе.

          Но автору удалось отстоять свою точку зрения. Правда, возникли затруднения — бе­рег был занят частными до­мами. Людей, живущих там, пришлось расселять. Кто-то не хотел выезжать, кому-то не нравилось новое место жи­тельства. Были и такие, что лично у Тавасиева требовали новую жилплощадь.

           Но в итоге памятник уста­новили на высоком холме на гранитный постамент, выпол­ненный архитектором Исмагилом Гайнутдиновым. Свои­ми выступами и гранями этот камень символизирует горные хребты Урала. Постамент по­мог художнику естественно вписать свое произведение в рельеф берега Белой и в архи­тектурный облик Уфы.

           Самое замечательное в этом памятнике — вовсе не монументальность. Он уника­лен по своей художественной выразительности, - убеждена Валентина Сорокина, автор книги «Сосланбек Тавасиев».

          Неслучайно именно Сосланбек Тавасиев создал этот символ мужества и героиз­ма. Сильный духом сам, он как никто понимал своего героя.

          Род Тавасиевых издревле славился недюжинной силой. Немало дивных легенд пере­дают потомки из поколения в поколение. Например, дво­юродный дед Сосланбека на охоте убил медведя голыми руками. Сам мастер был тоже не робкого десятка. В 13 лет ему пришлось отстреливаться от бандитов, спасая сестру, а во время Гражданской войны он командовал полком. После войны юноша ушел  у каменотеса, делавшего над­гробия, и выучился мастер­ству работы с камнем.

          Люди, близко знавшие мастера, отмечали, что за годы работы над проектами скуль­птуры автор и герой, Салават Юлаев, слились воедино.

         Сам Сосланбек Дафаевич прошел и революцию, и Гражданскую   войну,   командовал полком «Красный шариат», в котором царили крайне жестокие нравы.  Поэтому он как никто чувствовал и понимал своего   героя,-   вспоминает сноха великого скульптора Татьяна Юрьевна.

          Тавасиев признавался, что памятник стал для него тем же, чем была для Бетховена «Аппассионата».

          Я хотел, чтобы мой «Салават Юлаев» звучал музыкой битвы за счастье народа, — го­ворил мастер о своем детище.

          Среди стихов, написан­ных скульптором, есть и та­кие, в которых он обращается к своему герою: «Я - осетин, а ты - башкир, но мы с тобою россияне».

          Дети и внуки скульптора продолжили его дело. Ростан Тавасиев, названный отцом в честь России и Осетии (Ала­нии) стал крупным художни­ком по батику. Внук знаме­нитого мастера Ростан Ростанович тоже увлекается скульптурой.

Языком цифр:

9.8 м - Высота памятника,

40 тонн - Вес памятника,  

187 м -Высота над уров­нем моря 

Беседа «Сабля Салавата»

           Найдена сабля поэта и национального героя баш­кирского народа Салавата Юлаева. Ее обнаружили в фондах бывшего Военного музея в Риге. В инвентарной книге сохранилась запись на латышском язы­ке: «Сабля ближайшего помощника Пугачева Сала­вата Юлаева. Сабля без ножен, длина 96 см, ши­рина 3 см, вогнутая. Ручка из желтой меди с изобра­жением головы льва и украшениями из мелких кам­ней. На лезвии длинная, несколько потухшая надпись на арабском языке. Найдена в деревне Курмантаево Уфимской губернии». И еще: «Сабля продана музею С. Р. Минцловым в 20-х годах».

          И вот сабля в Башкирском государственном объ­единенном музее. Памятник героического прошлого Башкирии вернулся на родину.

          Находка ставит перед нами сразу много вопросов. Действительно ли сабля принадлежала Салавату Юлаеву? Как она оказалась в деревне Курмантаево? Кто такой Минцлов?

          Легче оказалось ответить на последний вопрос. Сергей Рудольфович Минцлов (1870—1933) — исто­рик, писатель, библиограф, путешественник, собира­тель старины. Минцлова привлекал Южный Урал. Весной 1910 года в качестве земского начальника он направился в самый центр Башкирии — Богоявлен­ский медеплавильный завод (теперь Красноусольск, центр Гафурийского района);  служебное положение Минцлов использовал  для  облегчения своих  поисков и исследований. Немногим более чем за год он обследовал все памятники природы и остатки древней и средневековой истории — курганы, следы крепостей и городков, пешеры, реки, озера и др. Все виденное записывал. В его архиве имелась рукопись «Поимен­ные записи с 1907 по 1913 год». К сожалению, она пока не обнаружена. Но на ее основе написана одна из интереснейших работ Минцлова «Дебри жизни. Дневник», почти наполовину посвященная уфимскому периоду его деятельности. Другое «башкирское» про­изведение Минцлова — «Очерки Приуралья». В обо­их сочинениях с документальной точностью описаны поиски краеведа.

           Больше всего Минцлова интересовали события Крестьянской войны. Сразу же после приезда в Уфу он обследовал дела местного архива, часть которых была «посвящена Салавату Юлаеву и его отцу, по­собникам Пугачева». Находясь на Богоявленском за­воде, Минцлов записывает предания о Пугачеве, со­бирает ядра, наконечники стрел, оставшиеся с времен Крестьянской войны. Минцлов установил хорошие связи с башкирами и татарами, предки которых при­няли активное участие в Пугачевском восстании. Бывал он и в деревнях Кси-Табынской волости Кур­мантаево, Бурлы и других, где летом 1910 года в его честь был  устроен  даже  сабантуй.  Во  время  таких посещений, очевидно, Минцлову подарили или про­дали саблю, подчеркивая, что она принадлежала самому Салавату Юлаеву.

            Однако Минцлов ни разу не упомянул о ней. Его молчание можно понять: ведь тема о Пугачеве и его сподвижниках в то время была запретной. Сохра­нившиеся же материалы свидетельствуют о научной добросовестности и стремлении к исторической исти­не Минцлова.

            Как сабля Салавата Юлаева оказалась в Курман­таево — вдали от мест его боевой деятельности? Воз­можно, сабля была доставлена в эти края как трофей?

            Осенью 1774 года восстание пошло на убыль. В сентябре Пугачев был выдан властям. Однако вос­стание продолжалось под руководством Салавата Юлаева. Командующий войсками Панин требовал повиновения повстанцев, угрожая «лютейшими смертями». 29 октября генерал Потемкин обратился с письмом к Салавату: «Покайся, познай вину свою и приди с повиновением». Однако салаватовцы не изменили клятве: «до самой погибели не покорять­ся». Тогда царские власти снарядили специальную команду карателей во главе с подполковником Аршеневским, которая 25 ноября 1774 года настигла Салавата и четырех его товарищей в лесу близ глухой деревушки Миндишево. Среди карателей били люди из   Табынского  округа,   куда   относилась   и   деревня Курмантаево.  Спустя много лет один из карателей Муксин Абдусалямов обратился к Екатерине II  с просьбой пожаловать ему офицерский чин, так как он «главного злодейского наперсника-башкирца Салаватку Юлаева, поймав, представил властям». Впол­не допустимо, что каратели, схватив Салавата, огра­били его, отобрав и великолепную саблю с золотой надписью. То, что они были не прочь поживиться имуществом восставших, подтверждается множеством фактов. Еще до ареста Салавата его семью пленили, а имущество разграбили. Дом отца его тоже разо­рили...

              От кого же ее получил Минцлов? Ясно одно: сабля дошла до нас в отличной сохранности благо­даря заботливому отношению тех людей, которым была дорога память о Пугачевском восстании, о Салавате Юлаеве.

Сабля изготовлена в XVIII веке мастером для ка­кого-то башкирского военачальника. Известно, что башкиры привлекались правительством для походов и войн России. Хотя сабля по форме напоминает гу­сарский клинок, но в то же время золотой инкруста­цией и оформлением рукояти, имеющей набалдаш­ник в виде звериной головы, она напоминает восточ­ное оружие.

С волнением смотришь на боевой памятник про­шлого. Если бы сабля могла говорить! Она поведала бы нам, в каких яростных боях участвовала... 

Список использованной литературы 

1. Антология поэзии Башкортостана. Голоса веков. [Текст] /сост. Р. Бикбаев, А. Юлдашбаев - Уфа: Китап, 2007. - С.94-96

2. Бурангулов, А.Г.  Потомки Салавата [Текст] /А. Бурангулов, Я. Бурангулов, З. Габбасова–Уфа: Китап, 2004. – 194 с.

3. Идельбаев, М.Х. Сын Юлая Салават [Текст] /М. Идельбаев; пер. с башк. Ф. Ахмадиева – Уфа: Китап, 2004.- 224 с.

4. Писатели земли башкирской [Текст]: справочник /сост. Р. Баимов, Г. Гареева, Р. Тимергалина. - Уфа: Китап, 2006. - С.465-467

5. Салават-батыр навечно в памяти народной [Текст] /сост. И.М. Гвоздикова, С.Н. Мурзаханова, Л.М. Гиниатуллина и др..- Уфа: Китап, 2004. - С.3-12.6.

6. Салават Юлаев [Электронный ресурс].- Электрон. дан.-Режим доступа: . htp:// ulaеv- salavat. narod. ru | indea. htm

7. Сидоров, В. Был героем Салават [Текст] /В. Сидоров. - Уфа: Китап, 2003. - С.15-47