Главная » Коллегам » Методическая копилка » Методические рекомендации библиотекарям в рамках проведения мероприятий в Год литературы

Муниципальное бюджетное учреждение

«Централизованная библиотечная система»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

 

Год литературы

         

 

 

Методические рекомендации библиотекарям

в рамках проведения мероприятий

в Год литературы

Стерлитамак

2015

 

 

        Методические рекомендации содержат практический материал, отражающий основные направления, задачи и формы работы библиотек МБУ «ЦБС» г. Стерлитамак в Год литературы. Библиотекари познакомятся с инновационными формами работы по привлечению читателей.

Методические рекомендации адресованы сотрудникам библиотек Стерлитамакской библиотечной системы.

Предисловие

        «Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития – чтение» 

Д. Лихачев

 

        В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2014 года № 426 в Российской Федерации и Указом Президента Республики Башкортостан от 01 декабря 2014 года № 350 в Республике Башкортостан 2015 год объявлен Годом литературы. 

        Литература - один из основных видов искусства - искусство слова. Термином «литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением.

        Русская художественная литература имеет очень большое значение в мировой культуре. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания и постоянно обогащалось собственно мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошедших неотъемлемой частью в мировую культуру. Неоценимы заслуги великих русских писателей и поэтов А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, С.А. Есенина, И.А. Бунина и многих других. Влияние произведений художественной литературы на эстетическое воспитание читателей огромно. Воздействуя на эмоции и чувства людей, эти книги формируют у них суждения о жизни, представления об идеале, нравственном и моральном поведении. Русская художественная литература выполняет художественно- эстетические, нравственно-этические функции и является важным средством воспитания культуры поведения.

        Задачи и направления работы библиотек в Год литературы

        Цель: формирование у детей и взрослых потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании.

        Задача библиотек в том, чтобы помочь читателям сформировать художественный вкус, приблизив к творчеству классиков; помочь людям всех возрастов открыть для себя новых авторов, включить их в информационное поле современной литературы, осуществить доступ к книжным новинкам.

        Работа библиотек в Год литературы затрагивает такие важные темы как:

        -чтение как одно из нравственных ценностей личности;

        - применение новых информационных технологий в пропаганде книги; 

        -воспитание грамотного читателя; 

        Основные направления популяризации чтения в библиотеках

        - популяризация классической литературы

        - знакомство с современной литературой;

        - поддержка литературного творчества читателей;

        - популяризация творчества местных авторов;

        - привлечение к чтению в библиотеке в целом.

 Отдельные направления продвижения чтения.

Популяризация классической литературы.

        В 2015 году библиотекари должны привлечь внимание читателей, особенно юношеского возраста к книге именно художественной. Очень многие читатели в разговоре с библиотекарями говорят, о чтении классической литературы по необходимости. Поэтому библиотекари очень много внимания должны уделить аспекту привлечения внимания именно к программным произведениям и авторам. В течение 2015 года рекомендуем провести акции «Мимо чего мы прошли в школе», «Читаем вместе» в ходе которой библиотекари должны постараться рассказать и показать творчество русских и башкирских писателей с новой, неизвестной стороны. Рекомендуем к таким мероприятиям разрабатывать красочные буклеты, закладки, приглашения. В результате, может значительно увеличится количество обращений за программными произведениями для полного прочтения, уменьшится спрос на сборники произведений в сокращенном варианте. Анализируя отчёты о проведённых мероприятиях видим, что в основном мероприятия посвящаются программным произведениям классиков русской литературы. Необходимо расширить круг художественных произведений, представляя информацию и о других малоизвестных произведениях писателей и поэтов. Интересный прием для привлечения внимания подростков к классике - «метод интриги». Рекомендуем оформить цикл тематических подборок литературы «Книги из прошлого века», где наряду с выставляемой литературой, присутствовали выписки из текстов художественных произведений, как правило, наиболее интересные и неожиданные. И когда читатель будет обращаться к этим книгам, его взгляд обязательно остановится на этом отрывке. Заинтересовавшись, читатель непременно потянется и к книге.

        Имея под рукой список книг-юбиляров можно варьировать им при организации книжной выставки или других массовых форм работы.

     Книги-юбиляры 2015

        225 лет - «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (1790)

        195 лет - «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина (1820)

        190 лет - «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1825)

        185 лет - «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина (1830)

        185 лет - «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина (1830)

        180 лет - «Ледяной дом» И.И.Лажечникова  (1835)

        175 лет - «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (1840)

        175 лет - «Мцыри» М.Ю. Лермонтова (1840)

        175 лет - «Двадцать лет спустя» А. Дюма (1845)

        175 лет - «Королева Марго» А. Дюма (1845)

        170 лет - «Бедные люди» Ф.М. Достоевского (1845)

        165 лет - «Виконт де Бражелон» А. Дюма (1850)

        160 лет - «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого (1855)

        160 лет - «Песнь о Гайавате» Г.У. Лонгфелло (1855)

        155 лет - «Всадник без головы» Майи Рида (1860)

        145 лет - «Царь Борис» А.К. Толстого (1875)

        135 лет - «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского (1880)

        115 лет - «Живой труп» Л.Н. Толстого (1900)

        85 лет - «Во весь голос» В.В. Маяковского (1930)

        90 лет - «Голова профессора Доуэля» А. Беляева (1925)

        90 лет - «Анна Снегина», «Черный человек» С.А. Есенина

        75 лет - «Тихий Дон» М.А. Шолохова (1940)

        70 лет - «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского (1945)

        70 лет - «Туманность Андромеды» И. Ефремова (1945)

        70 лет - «Петр 1» А.Н. Толстого (1945)

        50 лет - «Понедельник начинается в субботу» А. и Б. Стругацких (1965)

        В работе с писателями-юбилярами и юбилейными произведениями предоставляется широкое поле для творчества, к тому же многие из этих произведений экранизированы, что позволяет применить метод интегрирования одного вида искусства в другой.

     Формы работы могут быть самыми разнообразными:

        традиционные и виртуальные книжные выставки: «В ряду великих имен», «Литературная палитра писателей-юбиляров»;

        презентации книжных выставок: «Путешествие по литературным созвездиям», «Литературные юбилеи»;

        литературные гостиные, литературно-музыкальные вечера, литературно-музыкальные   композиции: «День литературных юбилеев», «Разрешите представить ...», «Талантов россыпь - гениев полет»;

        литературные аукционы, литературные галереи, литературные дилижансы: «Литературные портреты на фоне юбилея», «Юбилей у нас в библиотеке»;

        устный журнал «Юбилейные маяки в литературном мире»;

        литературные мозаики, литературные загадки, шанс-викторины, экспресс-викторины, библиолото: «Юбилейно –литературное ассорти», «По волнам литературных юбилеев», «На повестке дня юбиляры 2015 года».

Знакомство с современной литературой.

        Наши коллеги сами отмечают, что у библиотекарей очень ограничены возможности знакомства читателей с современными авторами и произведениями. В библиотеках рекомендуем провести Неделю молодежной книги, можно организовать    обзоры литературы «Поэзия и проза - молодым», которые познакомят с интересными современными авторами и их книгами. Можно организовать рекламные мини - выставки «Хит литературы». Отмечено, что именно эта выставка одной-двух книг особенно популярна среди студенческой молодежи. Можно порекомендовать использовать и такой прием, как обращение к тому, что читают «звезды» эстрады, кино и т.д. Помещается фотография «звезды», информация о ней (о нем), а рядом - книги, которые кумиры молодежи прочитали недавно, а также обращение «Звезды» читают. А тебе слабо?»

Поддержка литературного творчества своих читателей

        Вовлечение читателя в литературное творчество - еще одно из ведущих направлений в работе библиотечной системы на 2015 год в Год литературы для взрослых читателей. Библиотекой могут быть проведен конкурс стихов: «Мама - первое слово, главное слово». Конкурсная программа может включать две номинации - «Лучшее авторское стихотворение», «Лучшее исполнение стихов». Человек, пришедший к сочинительству, как правило, много читает, а хорошее чтение стихотворений предполагает не просто их прочтение, а глубокое проникновение в смысл, в чувства, вложенные автором в текст. Таким образом, конкурс должен будет активизировать интерес участников (как конкурсантов, так и зрителей) к художественной литературе. Особое место в работе библиотек должно быть уделено популяризации художественной литературы местных авторов. Рекомендуем проводить вечера – встреч, вечера – портреты, литературные и поэтические часы, презентации новых книг писателей – земляков

        Наиболее удачно проходит премьера книги по краеведческой тематике, что позволяет привлечь к ней всех тех, кто принимал участие в её выходе в свет.

        Прежде всего - это сам автор. Он рассказывает читателям об истории написания книги от замысла до воплощения. Затем выступают те, кто способствовал появлению книги. Это представители издательства, редакторы, рецензенты, которые работали с автором в процессе подготовки рукописи.

        Интересным может быть представление художника, оформлявшего книгу и принёсшего для показа эскизы оформления, иллюстрации, которые раскрывают его видение произведения. Если есть возможность, приглашают прототипов, героев, свидетелей, участников событий и др. В качестве оформления рекомендуем использовать фотодокументы, предметы материальной культуры. В сценарий можно включить стихи, песни, инсценировки, связанные с сюжетом или биографией автора. В презентации по истории, этнографии хорошо включить инсценировки обычаев, демонстрацию костюмов, предметов быта. В заключении автор подписывает книги, раздаёт автографы. В более узком кругу активных читателей устраивается чаепитие.

         В рамках Дня города могут быть организованы конкурсы чтецов «Родному городу желаю», где будут звучать строки, посвящённые Стерлитамаку и республике.

Привлечение к чтению в библиотеки в целом.

        Привлечение к чтению в библиотеке в целом способствуют самые разнообразные формы и методы работы.

     Конкурсы:

        - чтецов, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.;

        - сочинений, эссе, посвященных 155-летию со дня рождения А.П. Чехова;

        - конкурс иллюстраций к литературным произведениям;

        - конкурсы литературного творчества учащихся; - конкурс читательских симпатий «Литературное лето – 2015»;

        - конкурс для школьников «Любимые литературные сказки»;

     Акции:

        - благотворительная литературная акция «Книга из рук в руки» (сбор литературы для социальных учреждений);

        - литературная акция «Успешные люди любят читать!»;

        - акция по развитию буккроссинга «Превратим весь мир в библиотеку!»;

        - акция «Литература не знает границ. Читаем вместе»;

        В Год литературы особенно важно провести мероприятия, посвященные родному языку: книжные выставки «Сила и красота родного языка», игра-викторина «Я познаю родной язык», конкурсы «Школьный толковый словарь», «Фразеологическая дуэль», «Хотите верьте, хотите нет», «Пойми и расскажи», «Найди слово», библиотечный урок «Нам великое слово дано».

День открытых дверей

        Способствует росту престижа библиотеки, завоеванию благожелательного отношения заинтересованных групп населения.

        Программа Дня открытых дверей может представлять следующие тематические блоки:

        «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» – блиц – экскурсия по учреждению, знакомство с сотрудниками, друзьями библиотеки, руководителями клубов по интересам.

        «Новые книги нового века» - презентации книжных выставок универсального характера.

        «Книги для образования и карьеры» - презентация тематических выставок.

        «CD -  ROM и мультимедиа” – выставка – реклама; “Лучшая книга года» - выставка – дебют (демонстрируются книги – победительницы конкурса читательских мнений).

        «Книжная Вселенная на полках нашей библиотеки» - знакомство с книжным фондом, новыми поступлениями, новинками на некнижных носителях, получение справочной информации.

        «Сокровища книжных полок» - демонстрация видеофильма.

        «О новом, интересном – в журналах и газетах» – экспресс – обзор, знакомство с репертуаром периодических изданий, поступающих в фонд библиотеки.

        «Мастер – класс – для Вас» – демонстрация поисковых возможностей традиционных карточных и электронных каталогов, справочно –библиографического аппарата, электронных ресурсов, Интернета.

Формы привлечения к чтению

        Формированию читательской культуры, обучению чтению как творческому процессу в библиотеках необходимо заниматься целенаправленно и комплексно. Желание читать, стойкий интерес к чтению формируются в семье. Поэтому многие мероприятия, проводимые библиотекарями ЦБС, должны быть рассчитаны на широкий круг пользователей. Это будет способствовать объединению семей, восстановлению традиций семейного чтения, совместному проведению досуга, что позволяет взглянуть на своих близких с другой стороны, раскрывает их творческие способности и привлекает внимание жителей к библиотеке, приобщает их к книге. Анализируя формы по поддержке чтения, отметим, что библиотечные работники все более используют интерактивные формы работы, которые они считают наиболее эффективными: интеллектуальные викторины, конкурсы, турниры, обсуждения, дискуссии, конференции.

        В библиотеках можно провести литературные посиделки «Наполнится светом предков язык…» Программа посиделок может быть очень разнообразна. В оживленной атмосфере могут звучать воспоминания о первой книге из их детства, потом рекомендуем организовать презентацию выставки «Книжные ассоциации», во время которой ребята будут делиться своими мыслями по поводу прочитанных книг. Для ребят можно организовать викторину «Незнакомка», аукцион - викторину «А ларчик просто открывался…» (по сказкам). Интригующим моментом посиделок может стать получение посылки, в которой находится книга. Угадавший автора и название книги, получит ее в подарок. Удачно может пройти литературная дискуссия в старших классах «Читайте, учитесь, размышляйте» о значении книги в жизни человека. В ходе дискуссии ребята должны попытаться ответить на вопросы: Что читать? Где найти? Как найти? Как выбрать? Акция «Книжная весна» (в рамках проведения Недели детской книги) кроме проведения мероприятий может включать в себя конкурс плакатов «Пусть всегда будет книга». В День города сотрудниками ЦБС для взрослых читателей всем желающим может быть предложен турнир краеведов, веселый конкурс «Любимая книжка», розыгрыши книжных новинок, а также поэтическая страничка с участием стерлитамакских писателей и поэтов.                                                                                     

        Формы, используемые библиотеками для поддержки чтения, очень разнообразны. Но основа любой библиотеки - это фонд, важнейшая задача библиотекарей - сделать этот фонд современным и актуальным, раскрыть перед читателями богатство литературного многообразия. Информационно-досуговые мероприятия позволяют сделать это ярко, интересно, празднично. Гарантировать сохранение библиотеками ауры духовности помогут следующие нестандартные формы работы с читателями: «Уголок библиотечных новостей». В нём можно разместить информацию о знаменательных датах календаря, последних новинках периодики, поздравления читателям библиотеки, вежливые пожелания должникам, благодарность активным дарителям и участниках акции в поддержку библиотеки, объявления о проведении самой акции  поддержки  и  т.д.

        «Банк читательских идей». Красиво и аккуратно собранная коробочка с надписью (можно оформить в форме куба), в которую бросаются письменные пожелания о том, что хотели бы видеть читатели   в библиотеке: какие выставки, с каким обзором познакомиться, о каких новинках услышать; какое мероприятие следует провести библиотеке, советы о более интересном   оформлении абонемента и т.д.

        Стенд «Наши мнения».  Здесь помещаются отзывы читателей о культуре обслуживания и качестве удовлетворения запросов, предложения библиотекарям об улучшении работы и более оперативном поиске источников, какую литературу хотели бы видеть в библиотеке и т.д.

        «Тетрадь читательских отзывов», в которой читатели пишут отзывы о прочитанных книгах, рекомендуют интересные для чтения другим, а какие советуют не брать и объясняют почему. Это может быть картотека «Прочитай сам - поделись с другом».  Только здесь мнения высказываются на карточках и расставляются по алфавиту авторов книг.

        С целью своевременного возврата литературы в библиотеку и ликвидации читательской задолженности хорошо оформить фотоальбом «Лучшие читатели библиотеки» или стенд «Лидеры чтения».

        Лучшие читатели должны быть изображены на фотографии с книгой в руках и в интерьере библиотеки.  К каждому снимку помещается справка о прочитанных книгах, бережном отношении к ним, с какого года читает, чем знаменит, увлечения, Ф.И.О. 

        Можно приступить к выпуску библиотечной газеты «Я талантливым родился», где помещаются творческие публикации   литературных работ читателей и победителей, проводимых в библиотеках конкурсах.

        В детских библиотеках рекомендуется оформить альбом детских рисунков «Наш литературный вернисаж», где размещаются нарисованные ребятами портреты любимых   героев и по какой книге, прочитанной в библиотеке.

        Рекомендуем проводить постоянные акции поддержки библиотеки с целью регулярного пополнения книжного фонда новинками литературы: «Подари библиотеке книгу» и т. д.

Свидетельством возросшего творческого потенциала, профессионализма библиотекарей являются следующие инновационные формы работы:

        Социальный проект «Живая книга» - это новый формат общения. Здесь «книгами» становятся люди, а «читателями» - гости. У нас уже есть опыт проведения такого проекта он стартавал в рамках библиомарафона «Читающий город» и имел успех среди жителей нашего города.

        Литературные гонки «Великий книжный путь»

        Летом для чтения у подростков больше времени и возможностей. Библиотеки каникул не имеют и поэтому охотно предоставят свои уникальные фонды в распоряжение читателей. В самом начале июня даётся старт литературным гонкам, которые завершатся в конце августа подведением итогов и выявлением победителя.

        Библиотека формирует сборную из читателей. Гонки должны пройти по 5 жанрам: классика, детектив, приключения, фэнтези и история.

В каждом жанре библиотекарем последовательно будут заданы каждому участнику гонок 6 вопросов. Итого 30 вопросов. Найдя ответ на заданный вопрос, читатель должен прийти в библиотеку и дать свой вариант ответа.

        В «Карте гонок» библиотекарь лично отметит дату правильного ответа каждого участника. В конце августа «Карта гонок» будет проанализирована и тот, кто первым ответит на последний вопрос, становится победителем литературных гонок.

        Для проведения мероприятия библиотека должна подготовить развёрнутую книжную выставку «Летние чтения – 2015» ответы на все вопросы должны быть найдены в книгах. Финалист летних чтений, прошедший «Великий книжный путь», получает приз.

        Названия: «С детективом не скучаем!»: новинки литературы детективного жанра», «Ах, детектив, детектив, детектив…», «Об истории нашей замолвите слово: исторический роман», «Открой удивительный мир поэзии!», «Смелые фантазии фэнтези», «В мире приключений и путешествий», «Горизонты фантастики», «Классика в новом формате».

        Литературный аукцион – это игра, где копируются правила настоящего аукциона. Предлагаются вопросы, каждый из которых предполагает несколько правильных ответов. Победителями будут те участники, которые последними ответят на вопросы или выполнят задания.

        Возможны: аукцион литературных талантов, творческих идей, литературных афоризмов, крылатых слов, пословиц и поговорок.

        Книжный аукцион посвящен книге, её истории, формам книгопечатания, современным видам книжной продукции и включает конкурсы, викторины, литературные игры, кроссворды, дайджесты, лотереи. В программу включаются познавательные игры, которые способствуют расширению и углублению знаний, несут информацию, развлекают. На аукционе продаются или разыгрываются интересные книги.

        По условиям аукциона выставляется на продажу книга – лот. Её получает тот, кто последним ответит на заданный вопрос или даст правильный ответ. Аукцион может носить универсальный характер, когда задания посвящены книгам различного содержания, но может быть и тематическим.

        Если на «продажу» выставляется книга по истории, то и вопросы для участников аукциона должны быть основаны на информации из исторических книг.

        Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость – получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ребенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.

        Книжное дефиле. Эта форма мероприятия позволяет привлечь внимание юношества к художественной литературе и проходит совместно с домом моды или молодым модельером-дизайнером. Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы и отражают творчество конкретного писателя, либо конкретное литературное произведение.

        В связи с приближающимся юбилеем Победы, библиотекам важно работать по программам и проектам, проводить акции, объявлять конкурсы, посвященные к подготовке к юбилею Победы.

        В МБУ «ЦБС» г. Стерлитамак разработан проект  «Подвиг народа вечен и славен» в рамках которого планируется проведение акций  «Поздравь ветерана», «Книга в дом ветерана», конкурсов чтецов, конкурса творческих работ для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мужество останется в веках», литературный сити- квест «Нам жить и помнить!», патриотический марафон «Не гаснет Памяти свеча» в рамках которого пройдут уроки мужества, часы патриотизма литературно- музыкальные вечера, встречи с ветеранами. Имеется возможность использовать многообразие форм для разностороннего представления литературного наследия писателей – фронтовиков, которым в 2015 году исполняются юбилейные даты: М.А. Шолохова (110 лет), С.С. Смирнова (100 лет), М.И. Алигер (100 лет), К. М. Симонова (100 лет), К.Я. Ваншенкина (90 лет).

        Для сотрудников планируется фестиваль-конкурс на лучшее библиографическое пособие «Искусство рекомендательной библиографии» «Патриотическая вахта памяти», Мультимедиа-проект «Земляки-герои Великой Отечественной войны».

        На 2015 год запланирована презентация проекта «Литературная скамейка» с ретро-выставкой «Издания военных лет».

        Помимо всего, осуществлять мониторинг чтения литературы этой направленности. Проводить мини-опросы, анкетирования, социологические исследования, с целью изучить тенденции в развитии чтения историко- патриотической литературы различных категорий читателей, изучить отношение подрастающего поколения к войне и Великой Победе, обозначить уровень их осведомлённости о событиях военных лет и т. д. Это могут быть библиотечное исследование «Что знают и читают о войне взрослые и дети нашей библиотеки», анкетирование «Что я знаю о героях-земляках».

 

Приложение №1

 

Литературный бульвар

        Конкурсы для команд:

        -Конкурс Буриме.

        - «Слова, слова, слова…»

        -Узнай произведение по окончанию его фраз.

        -Угадайте авторов следующих цитат.

        -Отгадай литературного героя.

        -Кому из героев принадлежат слова.

        -Конкурс футуристов.

        Конкурсы для болельщиков:

        -Конкурс перевертышей

        -Загадки-отгадки

        -Головоломки-шутки

        -Скороговорки         

        1.Конкурс Буриме.

        Название этой игры родилось во Франции. Буриме (от франц. рифмованные строки) – стихи на заранее рифмующие слова. Популярны в «легкой поэзии» 17-19 вв(в России Д. Д. Минаев) Дальний прообраз Буриме – «ответные» стихи в поэзии трубадуров.

        Лет-портрет, пенье-печенье, греться-сердце, суеты-черты, воды-годы,

        Коса-роса, ворох-шорох, сны-весны, текут-минут, свет-лет

        2. «Слова, слова, слова…»

        Житель Костромской области Александр Лобанов выпустил сборник рассказов «Забавный алфавит», в каждом из которых все слова начинаются с одной буквы. Автор уже попал в Книгу Рекордов Костромской области.

        Зазеленело, зацвело, запахло. Здорово захотелось загадочного. Зинка затосковала, завздыхала.

        Попробуем и мы посостязаться. Выбирайте букву.

        3.Узнай произведение по окончанию его фраз.

        Сырой, молодой, крылом, под окном. (А. С. Пушкин «Узник»)

        Голой, вдаль, веселой, жаль. (С. Есенин «Отговорила роща золотая»)

        Лачужка, темна, старушка, окна. (А. С. Пушкин  «Зимний вечер»)

        Гордый, вдаль, орден, медаль. (А. Твардовский «Василий Теркин»)

        Пору, мороз, гору, воз. (Н. Некрасов «Мужичок с ноготок»)

        Одинокий, голубом, далекой, родном. (М. Ю. Лермонтов «Парус»)

        Кроет, крутя, завоет, дитя. (А. С. Пушкин «Зимний вечер»)

        4.Угадайте авторов следующих цитат.

        -В жизни возможны только две трагедии: первая - получить то, о чем мечтаешь, вторая – не получить. (О Генри; Оскар Уайльд; М. Ю. Лермонтов)

        -Жить стало лучше, жить стало веселее! (В, Черномырдин, И. Сталин, Н. Крупская)

        -Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй. (Немоляева, Ф. Раневская, А. Пугачева)

        5. «Отгадай литературного героя».

        Только взял боец трехрядку,

        Сразу видно – гармонист.

        Для начала, для порядка

        Кинул пальцы сверху вниз.   (Василий Теркин)

        Душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. (Г. Печорин)

        Представьте себе Дон-Кихота в18 лет без доспехов и лат, а в шерстяной куртке, синий цвет которой приобрел оттенок средний между рыжим и небесно-голубым. Продолговатое лицо, выдающиеся скулы – признак хитрости. Взгляд открытый и умный, нос крючковатый, но тонко очерченный. Молодой человек был в берете, украшенном подобием пера. Длинная шпага на кожаной портупее билась о ноги своего владельца, когда он шел пешком, и ерошила гриву его коня, когда он ехал верхом. Д Артаньян)

        Красавец в полном цвете лет,

        Поклонник Канта и поэт. (В. Ленский)

        Это была собака, огромная, черная как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана. (Собака Баскервилей)

        Внешность этого человека была необыкновенной. Он был одет в глухой костюм, голова его покрыта несколькими слоями бинта, на глазах – черные очки, розовый нос блестел так, как будто он был сделан из папье-маше, на руках надеты плотные перчатки. Этот человек был великим изобретателем, но его открытия не принесли счастья ни ему, ни человечеству, хотя он мог творить поистине чудеса. (Гриффин-Г. Уэллс «Человек-неведимка»)

        Тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками.   (Хоттабыч-Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)

        Нет: рано чувства в нем остыли;

        Ему наскучил света шум;

        Красавицы недолго были

        Предмет его привычных дум;

        Измены утомить успели;

        Друзья и дружба надоели…(Е. Онегин)

        6.конкурс «Кому из героев принадлежат слова?»

        -Не хочу учиться, хочу жениться. (Митрофанушка)

        -Дышите глубже, Вы взволнованы. (О. Бендер)

        -Счастливые часов не наблюдают. (Софья)

        -Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей! (Тарас Бульба)

        7.конкурс перевертышей (палиндромов)

        Палиндром(от греческого – бегущий обратно) – это слово, фраза, стихотворная строка, вообще любой текст, который одинаково читается в обе стороны: и слева направо, и справа налево.

        Самые простые примеры: дед, мим, наган, заказ.

        Палиндромы придумывали многие знаменитые поэты. Афанасий Фет оставил нам такую строку-перевертыш:

        А роза упала на лапу Азора.

        Другой классик, Гавриил Державин, однажды воскликнул:

        Я иду с мечем, судия!

        У гениального словесного экспериментатора – русского поэта начала XX века Велемира Хлебникова есть длинное стихотворение «Перевертень», в котором все строчки можно прочитать и в обратном порядке. Оно написано в 1913 году. Это первое палиндромное стихотворение на русском языке.

        Давно стали классическими такие фразы:

        Аргентина манит негра.

        А в ответ:

        Аргентинец ценит негра.

        Или: лимузин изумил.

        Кит на море романтик

         Огонь - лоб больного

         Да, искать такси – ад.

        Самый короткий палиндром – это восклицание, которое состоит из одной буквы – О!

        Самый длинный перевертыш-текст упоминается в Книге рекордов Гиннеса. Он составлен в 1987 году американцем Стефенсоном и содержит 100 тысяч слов и 58795 букв.

        9 конкурс «Загадки-отгадки»

        Стоит бычок,                                             В брюхе – баня,

        Подбоченивши бочок,                                В носу – решето,

        Шипит и кипит,                                           На голове – пупок,

        Всем чай пить велит. (Самовар               Одна рука и та на спине. (Чайник)

        В избе – изба, на избе – труба,

        Зашумело в избе, загудело в трубе, 

        Видит пламя народ,

        А тушить не идет. (Печь)

        Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

        10 конкурс для болельщиков

         «Головоломки – шутки»

        У семерых братьев по одной сестре. Много ли всех? (Одна)

        Ты да я, да мы с тобой. Много ли их стало. (Двое)

        Какие часы показывают верное время два раза в сутки. (Которые остановились)

        Какая птица состоит из буквы и реки? (И-Волга)

        Можно ли в решете принести воду?  (Можно, когда оно замерзнет)

        Какой болезнью на суше никто не болеет?  (Морской)

        11 конкурс для болельщиков

        «Скороговорки»

        Переговорить скороговорщика – старая забава русских людей, чей язык красочен и богат. Проверить свои способности в быстром говорении может любой и каждый. Попробуем?!

        Уж и ужи уже в луже.

        Осип охрип, Архип осип.

        Ткет ткач ткани на платки Тане.

        12. конкурс «Станьте соавтором Александра Дюма»

        Вам предстоит ни много ни мало, как стать … соавторами самого писателя А. Дюма. Сейчас Вы услышите описание ситуаций, в которых оказывался в жизни великий писатель. Ваша задача – попытаться угадать, какую фразу произнес тогда Дюма, отвечая своему собеседнику.

        1.А. Дюма – отец как-то вернулся с праздничного обеда домой. Сын спросил его: «Отец, ну что, там было весело, интересно?» - «Очень интересно, - ответил Дюма – отец, -  но если бы там не было меня

        Завершите фразу ответа

        « … Я бы умер там со скуки»

        1. А. Дюма и еще один драматург того времени Суме пошли в театр. Там как раз давали пьесу самого драматурга Суме. Вдруг среди зрителей Дюма увидел, что один из зрителей… преспокойно уснул в своем кресле. Дюма воскликнул:

        – Вот видите, дорогой мой Суме, какое действие оказывает на людей ваши пьесы!

        На следующий день Дюма и Суме пошли в тот же театр, где уже давали комедию Дюма. Вдруг Суме, все время кого-то пристально высматривающий в зале, увидел, что в оркестровой яме спит какой-то человек. Суме радостно ударил Дюма по плечу и воскликнул:

        - Вы видите, Дюма, что можно спать и на вашей пьесе!

        - Вы ошибаетесь, дорогой друг, - ответил Дюма, - это…

         «не проснулся тот, который уснул вчера на вашей»

        13 Школьные смешинки.

        Мальчик в лодке быстро греб коромыслами.

        Дни летели день за днем, обгоняя друг друга.

        У собаки были голубые глаза и розовые щеки.

        Глухонемой Герасим не любил сплетен и говорил только правду.

        В клетке сидит мой пернатый друг-хомячок.

        От страха его душа ушла в ботинки.

        Барин пожаловал шубу и лошадь со своего плеча.

 

Приложение №2

 

Читательская конференция по произведениям Л.Е. Улицкой

 

Ход конференции

        Ведущая:

        - Людмила Улицкая . . . Её называют гранд-дамой в литературе, считают самой титулованной из российских писательниц. Она лауреат престижных французских и итальянской литературных премий Медичи и Джузеппе Ацерби, лауреат премии "Буккер". Её произведения переведены на 20 языков. Как видите зарубежные читатели давно признали талант Улицкой. И печататься она начала во Франции и только потом в России. Это было в конце 80-х. Сегодня Л. Улицкая - одна из читаемых отечественных писательниц.

        Представим, что Людмила Улицкая у нас в гостях. Какие бы вопросы вы задали писательнице?

        Диалог с Людмилой Улицкой

        Вопрос:

        -  Вы всегда мечтали стать писателем?

        Ответ:

        - Нет, писать я начала довольно поздно. В 1968 году я закончила биофак университета в Москве, мечтала о карьере ученого-генетика.

        Вопрос:

        -  Что помешало Вам стать ученым?

        Ответ:

        -  После окончания университета я работала в Институте общей генетики. Нашу лабораторию закрыли в 70-м за чтение "самиздата". Можно сказать, что это история кончилась для нас благополучно, могли и срок получить, а нас просто выгнали. Я после этого не работала 9 лет.

        Вопрос:

        - Чем вы занимались? Начали писать?

        Ответ:

        -  Нет. У меня появились новые заботы. Умирала моя мама. Потом на свет появились мои сыновья.

        Я много читала - мне все было очень интересно. У меня была подруга - театральный художник. Она работала в еврейском театре и время от времени звонила мне, задавала вопросы по этнографии, по костюму. Как-то у неё я встретилась с режиссером этого театра. Мы сидели, пили чай, и, видимо, я на него произвела впечатление высокообразованного человека, что никак не соответствовало действительности. Он предложил стать завметом театра. Я немедленно отказалась. Через несколько дней он перезвонил, я реши­ ла попробовать. Этому театру я отдала 3 года, а в 1982 году ушла.                   Вопрос:

        Как вы пришли в литературу?

        Ответ:

        После ухода из еврейского театра я начала свою работу как литератор. Жизнь была довольно трудная. Я не отказалась ни от чего. Делала сценарии для учебных программ на телевидении. Переводила стихи с монгольского языка, делала какие-то инсценировки для детских театров, много работала для кукольных театров.

        А печатать рассказы я начала в конце 80-х годов.

        Вопрос:

        Как к вам пришла известность?

        Ответ:

        Первая книжка у меня вышла в 93-ем или 94-ом. Вышла во Франции и только через несколько месяцев уже в России. Это был сборник "Бедные родственники", и прошел у нас он совсем незамеченным. Как, впрочем, и во Франции тоже. А вот со второй книжкой повезло. За по­ весть "Сонечка" я получила французскую премию "Медичи".  А потом . . . Потом - "Медея и её дети". Так что история моя, конечно, немного Золушкина, потому что карьера -то произошла очень быстро.  Всего 10 лет.

        Ведущий:

        - Сама Людмила Улицкая определила, направление своего интереса. Это человек!

        Писательница не дает нам готовых жизненных рецептов, избегает нравоучений, она размышляет о жизни сама, предлагая нам, читателям, тоже задуматься о том, что такое жизнь. Вот почему наш сегодняшний диалог мы озаглавили "Искусство жить»

        "Два читателя перед одним и тем же произведением - всё равно, что два моряка, забрасывающие каждый свой лот в море. Каждый достигнет глубины не дальше длины лота", - писал В. Асмус.

Сегодня на нашей конференции присутствуют и читатели, и начинающие критики, и художники, гости и учителя. Интересно будет обменяться впечатлениями о прочитанном.

(Далее идут выступления ребят. Ведущий по ходу дискуссии задает вопросы, направляя диалог в нужное русло).

        ВЫСТУПЛЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

        Рассказ "Перловый суп".

        Первый читатель:

        "Перловый суп". До знакомства с содержанием рассказа название казалось мне слишком прозаичным, неинтересным. Что можно написать о каком-то перловом супе? Но как только погрузилась в чтение, поняла, как была неправа.

        Один за другим выплывают в памяти героини три эпизода из далекого детства, детства, в котором была еще жива её мама ("милая моя мамочка", как называла её тогда четырехлетняя героиня).

        Удивляешься человеколюбию этой женщины. В сложнейшее, страшное время 30-х годов, о котором свидетельствует кроваво-красная цифра ХХХ, три десятки, прочитанные маленькой девочкой как "ха-ха­ ха" (какая зловещая деталь!), в столь страшное время мама девочки готова всем и всегда прийти на помощь. Нищим, которые жили в каморке под лестницей, она посылала с дочкой золотистый перловый суп с хлебом. А потом эти нищие кому-то помешали, и они исчезли. Так совершилась чистка! Ненужные люди просто-напросто исчезали.

        Не задумываясь, бросилась мама помогать и лжепогорельцам. В то время, как сосед по коммунальной квартире захлопнул свою дверь, не желая ни во что вмешиваться, мама спешила собрать для пострадавших хоть какие-то вещи и, конечно же, накормить бедную женщину, оставшуюся с семьей без крова, без денег, перловым супом.

        В ней нет обиды на людей. Узнав, что была обманута мошенницей, прихватившей с собой ковер соседа, она лишь искренне смеется над своей наивностью.

        А заключительный эпизод написан с такой пронзительной болью, грустью и, конечно, любовью. У пожилой женщины умерла дочка­ сердечница.  К кому идти? Конечно, к Мариночке (маме героини). Другие жители этой квартиры черствы и равнодушны. О них Улицкая пишет мало. Недостойны! Но отдельные детали говорят о многом: умер человек, а соседка, громко разговаривая по телефону, продолжает решать свои проблемы (элементарная бестактность!).

        Мне понятно, почему Надежда Ивановна, потерявшая дочь, вместо валерьянки попросила у Мариночки перловый суп. До сих пор перед глазами стоит картина: две женщины молча хлебают из одной тарелки перловый суп, смешанный со слезами.

        Перловый суп для героини - это горькие и светлые воспоминания детства, это напоминание   о равнодушии   людей, это вечная память о милой мамочке, которой уже давно нет, которая не жалела сердечного тепла для других. Перловый суп героиня никогда не варит. Понимаю почему. Слишком больно.

        Равнодушие, отсутствие милосердия - болезнь и нашего времени.

Так что читать Л. Улицкую нужно.

        Второй читатель:

        В рассказе Л. Улицкой "Бедная счастливая Колыванова" поднята проблема женского счастья. Писательница повествует о девушке, кото­ рая на фоне объединения женской и мужской школ, любви, нахлынув­ шей на учеников и даже самых строгих преподавателей, выбирает пред­ метом любви не озорного мальчишку, а учительницу. Ради денег на подарок для неё она идет на самые безумные поступки: прислуживает суровой родственнице, вступает в близкие отношения с юношей, который ей даже не нравится, но её ждет разочарование: учительница по семейным обстоятельствам уходит из школы.

        Проходят годы . . . Колыванова выходит замуж, уезжает за границу, покупает дорогие вещи. По мнению бывших одноклассниц, её жизнь состоялась, она счастлива.

Но счастлива ли она? Смогла ли она полюбить вновь, как в детстве? Смогла ли взрослая любовь затмить девичью? ... Я думаю, что нет. Для читателя она бедная Колыванова.

        Третий читатель:

        Я прочитала рассказ Людмилы Улицкой "Пиковая дама", в первую очередь меня привлекло само название. В этом произведении история женщины более чем преклонного возраста - старушки Мур. Она живет вместе со своей дочерью, известным профессором, Анной Федоровной и внучками, Катей и Леной. Улицкая знакомит нас сначала со своей героиней Мур, а затем следуют страницы, посвященные её молодости и зрелости, дополняемые воспоминаниями её дочери и самой Мур (прием ретроспекции в композиции рассказа).

        Само название "Пиковая дама" сразу наводит на ассоциации с роковой женщиной. Так и есть, в молодости Мур была очень красива, имела власть над мужчинами, вела бурную светскую жизнь, в старости - бес­ конечные воспоминания и полное равнодушие к окружающим. А еще желание повелевать и добиваться исполнения всех капризов. Именно такое поведение мы можем наблюдать в сцене, где Мур требует в 5 часов утра горячего шоколада(!), а молока нет..., да и все спят .

        Прочитав в рассказе "Пиковая дама" эпизод, я задала себе вопрос: почему же Анна Федоровна, знаменитый врач, терпит её капризы и обиды? Это очень непростой вопрос, на который сама она отвечает кратко: "Я боюсь. И есть долг. И есть жалость". В этих словах проявляется характер Анны Федоровны: совестливый, сострадательный и мягкий.  На мой взгляд, она, несмотря ни на что, любит свою мать.

        Старушка Мур, страшнее "пиковой дамы" А. Пушкина: унижая слабых, кротких, добрых тешит она своё властолюбие, капризничает, привередничает, равнодушная к собственным детям, внукам, живет только для себя. Людмила Улицкая крайнему эгоизму старой женщине противопоставляет людей, полную истинную любовь и терпение.

В своей жизни я бы не хотела встретиться с такими людьми, как Мур: они губят тех, кто их окружает, уничтожая понятие "семья".

        Четвертый читатель:

        Я впервые читаю рассказы Людмилы Евгеньевны. И они произвели на меня большое и, должна заметить, хорошее впечатление. За, казалось бы, обычными сюжетами кроется очень глубокий тайный смысл.

        К примеру, в рассказе "Зверь" рассказывается о проказнике-коте, неизвестно откуда и зачем пришедшего в дом вдовы. На первый взгляд может показаться, что рассказ учит нас любить животных. Но, если всмотреться в образ кота, обратить внимание на развязку, сон вдовы, то можно понять, что смысл вовсе не в отношении человека к природе, а во взаимоотношениях между самими людьми. Под зверем, я думаю, подразумевается не кот, а зверь в душе человека, зверь, заставляющий людей испытывать злобу, ссориться друг с другом, ненавидеть друг друга.

        Писательница пытается донести до нас одну из важнейших истин жизни: мы должны выгонять зверя из своих душ так же, как героиня рассказа выгоняла кота из своей квартиры.

Я думаю, современным людям, особенно молодежи, и людям будущего нужно читать рассказы Улицкой, которые, можно сказать, являются энциклопедией жизни, человеческих чувств и взаимоотношений.

        Пятый читатель:

        В рассказе "Зверь" Улицкая ставит проблему одиночества человека, проблему непонимания между людьми. Через образ кота она показывает озлобленность сторон, но если его просто погладить, то есть просто отнестись к нему хорошо, то и он тоже ответит добротой и не будет вредить.

        Развязка и смысл этого рассказа рассказывается в конце, через сон Нины. Нина видит, как ее муж гладит мерзкого ката, а ее мать, с кото­ рой муж всегда ругался, накрыта его пиджаком, и после сна Нина пони­ мает, что нужно было просто по другому смотреть на жизнь и не видеть в поступках других людей только "темные стороны".

        После прочтения этого рассказа я понял, что многое нужно искать в себе, а не в чужих словах и поступках. Людям нужно хорошо относиться друг к другу и тогда мир светлее будет.

        ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЯ:

        - Как вы относитесь к употреблению ненормативной лексике в произведениях Л. Улицкой.

        ОТВЕТ Ведущего:

        - По мнению самой писательницы, употребление так называемой ненормативной лексики оправдывается, когда в этом есть художественная необходимость. Она считает, что "язык живет, дышит, выбрасывает на берег, как морская волна, то мусор, то драгоценную жемчужину, то дохлую рыбу". Я же думаю, что язык произведений Л. Улицкой выразителен, и нет необходимости наделять героев "сильными выражениями".

        Каждая прочитанная страница произведений Л. Улицкой подскажет нам, ребята, ''как плакать и чем гордиться"

Список использованных источников

        1.Библиотека как феномен культуры: метод. рекомендации к Году Культуры в России [Текст] / ГБУК «СКУНБ им. Лермонтова»; сост. Л. Р. Попова; отв. за вып. З. Ф. Долина . -Ставрополь, 2013 . - 75с.

        2.Кондрашкина Е.В. Массовое библиотечное обслуживание [Текст] :учеб -практ. пособие /Е. В. Кондрашкина.-М.: Литера, 2012 .-С.85-87

        3.Курбатова Е. В. Формы библиотечных мероприятий [Электронный ресурс] .-Режим доступа :http: // www. gorlib. ru / colleag / metod / bibmer /.

        4.Комплекс мероприятий, посвященных году литературы [Электронный ресурс] .-Режим доступа:http://www. moipro. ru /section /main /news / 523.

        5.Читательская конференция по произведениям Л. Улицкой [Электронный ресурс] -Режим доступа: http: //festival. lseptember. ru/articles/214412/.